Художественный руководитель

ЛОСЕВ СЕМЁН МИХАЙЛОВИЧ

Список творческих работ (спектаклей) режиссера С.М. ЛОСЕВА

Художественный руководитель Старооскольского Театра для Детей и Молодёжи имени н.а СССР Б.И.Равенских Семен Михайлович Лосев родился 23 октября 1946 года в Ленинграде.

С.М. Лосев:

Мы сидим в начале 90-х в Севастополе с замечательным театральным художником Анатолием Алексеевичем Шубиным в гостинице. И он мне говорит:

— Вы ленинградец? А я учился в Ленинграде и снимал комнату на пятом этаже 8-ой Советской. И вот я каждый вечер смотрел на пятый этаж дома напротив, угол 8-ой Советской и Суворовского, и  любовался эркером — застеклённым выступом в стене здания. Гадал, что там, за освещёнными шторами окон?  Я всё время представлял себе, фантазировал: как там, наверное, и просторно, и уютно. И спокойно. И какая же должна быть гордость, у тех, кто там живёт, потому что если выглянуть сверху, из окна эркера, то внизу часть Ленинграда перед тобой. Она твоя, с детства. Это же надо, чтобы кому-то выпала удача там жить. Вершина счастья. Я даже сделал рисунок этого дома. Этого выступа.

Я сказал Анатолию Алексеевичу, что именно там, на пятом этаже с эркером я и жил. Суворовский 25 квартира 12.

— Неужели? Невероятно.

— А не подарите мне этот рисунок? Пришлите мне его. Или сфотографируйте и пришлите фотографию рисунка.

— Хорошо, поищу. Где-то хранится в мастерской в Свердловске. Расскажите, как вы там жили?

1924 год. Дедушка Марк Михайлович, бабушка Вера, тётя Люба, тётя Юля и папа

— Эту квартиру дали деду-печатнику после революции. В библиотеку записываться не надо. Все комнаты в книгах. В сигнальных экземплярах. Потолки высоченные с лепкой. В каждой комнате печи. Дедушка подводил меня к окну эркера и учил считать. Считали военных. Доходили до ста. Внизу временами работал лифт с дежурным лифтёром. На лестнице под периллами литьё, виноград с листьями, в окнах местами уцелевшие витражи. На нашей входной двери медная табличка с ятью — «ЛОСЕВЪ».  Бабушка Вера была зубной врач, после войны ей разрешили практиковать на дому. Одна из комнат была зубоврачебным кабинетом, поэтому всё детство в коридоре я развлекал сидевших на кожаном диване и сундуке ждавших своей очереди посетителей. Выносил из комнаты тёти Любы круглую табуретку из-под пианино, крутил её, будто пластинку на граммофоне, и пел:

«Эх, путь-дорожка фронтовая

Не страшна нам бомбёжка любая,

Помирать нам рановато

Есть у нас ещё дома дела».

Не знаю, насколько сильно у них болели зубы, но смеялись и аплодировали.

В выходные по вечерам приходили гости. Гражданские, военные. Были и морские офицеры. Мне однажды дали подержать кортик. За огромным столом под абажуром пили чай с пирогами, играли в «Джокер», правила очень похожи на игру в «Джин», и когда потом в Риге я ставил этот спектакль, то научил актёров играть по-настоящему. А в 1950-м дедушка купил телевизор «Ленинград Т-2», и гости под закусочку и чай рассаживались смотреть программы.

Дедушка умер в день похорон Сталина. И всё стало меняться. Постепенно разъезжалась семья.

После войны уже к нам подселяли, а теперь квартира совершенно превратилась в коммуналку, но две комнаты остались наши, там, где эркер – папина и мамина, а рядом – моя.

Папа воевал, танкист, был тяжело ранен в 44-м, в Кенигсберге, комиссовали.  Инженер-химик. Когда с 48 года по 53-ий пошла кампания борьбы с космополитизмом, сокращали, переводили с одной работы на другую. Помню, ещё при жизни Сталина, поднимались по лестнице, и он: «Вот вчера в этой и в этой квартирах ночью арестовали врагов народа».  В последние годы жизни работал недалеко, на Суворовском в  организации «Теплоэлектропроект».  Сочинял стихи, обожал играть в шахматы. У нас были уникальные эксклюзивные шахматы. Деду чемпион мира Михаил Ботвинник подарил.  В 70-х я купил кинокамеру, ехали к дочке на дачу, а папа мне резко, категорично: «Нельзя снимать в электричке». Талантливого ни в чём не повинного человека страх не отпускал и после смерти вождя.

Мама и Папа 1950г.

А маме повезло с работой. На первом этаже нашего дома был магазин «ЛЕНОДЕЖДА». Она была сначала продавщицей, потом зам директора.

Рисунок Анатолий Алексеевич, к сожалению, не прислал.  Вот фотография дома, где я провёл детство, юность, да и зрелость. Жил и всё время думал: неужели я в этой камере проведу всю свою жизнь?

Сейчас там на 5-м этаже отель «Вера». Почему именно «Вера»? И бабушку звали Вера. С  родственниками связи нет.

И никто не развеет мою фантазию: а не в честь ли это моей бабушки?

С отличием окончил режиссёрское отделение Ленинградского государственного института культуры (ЛГИК) им. Н.К. Крупской.  Мастер курса – профессор, н.а.РСФСР Александр Викторович Пергамент.

 

 

 

 

Педагоги:

Педагог по актёрскому мастерству и режиссуре Валентина Михайловна Рождественская.

На этой фотографии почти весь наш курс. Нет почему-то Валерия Шорохова, Наташи Литвинской и Валентина Толмачёва. Снимок сделан после гос. экзамена по сценической речи.

Дипломный спектакль по пьесе Геннадия Мамлина «Эй,ты, -здравствуй», поставленный в 1969 году в народном театре города Лодейное поле, был отмечен  дипломом Ленинградского Союза Театральных деятелей за подписью н.а.СССР  Юрия Владимировича Толубеева «За лучший спектакль» в смотре народных театров Ленинградской области».

С.М.Лосев:

Народный театр в Лодейном поле был на грани развала. За пьянку уволили главного режиссёра. Пили и участники-артисты театра. Но там был один замечательный парень Игорь Михайлов. Он мечтал, чтобы театр не только сохранился, но и был действующим, рос, процветал. Наташа Литвинская поставила с ним в главной роли «Жестокость» Нилина, а меня он повёл меня по заснеженному городку, зашли в две квартиры, и он уговорил репетировать у меня двух школьников: Серёжу Межова и Галочку Гладкову. Они и сыграли в мамлинской пьесе.

Впоследствии они оба стали актёрами. Сергей играл в театре ЛЕНСОВЕТа и снялся в главной роли в фильме «Старые друзья», да и во многих других фильмах, последний эпизод у Никиты Михалкова в «Цитадели», а Галочка снялась в фильме «Экипаж», в роли дочки командира Георгия Жжёнова и долгие годы служила в Москве в театре Гоголя.

Когда я служил в рядах советской армии, мне передали, что «Эй, ты, -здравствуй», видел Марк Львович Рехельс, правая рука Георгия Александровича Товстоногова. И спектакль ему очень понравился. И запомнился настолько, что в 1972-м году он рекомендовал Товстоногову взять меня к себе стажёром.

1969—1970 год служба в рядах Советской армии.  Парголово. Под Ленинградом. Воинская часть 02592.

Несмотря на то, что поначалу С.М.Лосева определили в артиллерийскую батарею связистом, он организовал концертную бригаду и каждый месяц выпускал новую программу.

Из воспоминаний С.М.Лосева:

В полку полковник — это всё равно что маршал. Каждый день на плацу выстаивается полк, а полковник принимает парад, как на Красной площади министр обороны.

У команду­ющего парадом должен быть бас, но у принимающего, — а он главнее, —  и бас погуще, пониже, и рост повыше, и мощь Ильи Муромца. Наш полковник Илью Муромца напоминал. Ну, а если фамилия полковничья или военная, то есть возможность стать генералом. Стать генералом была главная мечта нашего полковника КОЛЬЧУГИНА. У нас служил один солдат с высшим образованием, сын штабного ленинградского генерала. Однажды лейтенант не отпустил солдата в увольнительную. Солдат пожаловался отцу. Отец – штабной генерал —  не поленился, приехал в часть и сделал выговор Кольчугину. Кольчугин вызвал лейтенанта и орал на него на весь полк: «Ты почему не отпустил рядового такого-то в увольнение? Ну, и что что провинился? Вот ты провинился, ты! Ты что, не хочешь, чтобы я стал ге­нералом?»  Любимое дело Кольчугина про­верять чистоту подворотничком у солдат.

А это занятие сержантов. Видимо, поэтому Кольчугин так и не стал генералом.

Есть люди, которым остаёшься благодарен всю жизнь, а не можешь отдать, вернуть, оплатить даже маленькую часть того, что сделано для тебя.

Старший лейтенант Леонид Николаевич Романченко фактически спас мне жизнь. Он и Зиновий Корогодский со Львом Додиным.

Леонид Николаевич был помощником начальника части по культпросвет работе. Вызвал меня однажды к себе…

— Я тут посмотрел ваши документы. Вы закончили режиссёрское отделение. Кто такой дирижёр – знаю. А что такое режиссёр?

— Ну, могу концерт поставить.

— Можете? Давайте наберём группу. После обеда будете приходить в ДК и работайте.

ДК был на воле, за территорией части. Организовал, поставил один концерт, второй, третий. Работал честно, да и как вся моя набранная и обучаемая бригада, — Володя Кузнецов, Толя Кириллов, Саша Кряжев, Андрей Холмквист, Толя Лямин и другие — все наотмашь.

В казарме по вечерам я рисовал и дарил портреты. Тем самым завоевал уважение. Но была и дедовщина. Поскольку после института я должен был служить всего один год, то дедовщина по отношению ко мне была … как бы сказать… интеллигентная.

Самый маленький такой улыбающийся «дед» Гена Шумов подошёл ко мне.

Мне 21 год, ему – 19. Но он «Дед». Такое в армии бывает.

— Значит так, ты отдаёшь мне свою шапку, а я тебе отдаю свою. Она уже знаешь какая древняя? Так что это почётно. Ну, сам понимаешь, если кому-то скажешь, что это я забрал, тебе не жить. Ночью для начала устроим прописку. А то тебя пожалели, ты же прописку не проходил.

От этой шапки сходу стала чесаться голова. Мыл голову дегтярным мылом – помогало. На день. И снова.

Все во взводе, в роте знали, что это шапка Гены Шумова. Спрашивали:

— Шумова, да? Ну, ладно, все у нас знают эту шапку – Шумова.

— Не имею понятия, проснулся – моей нет, а эта лежит рядом. Вот и надел.

Романченко увидел меня в этой шапке.

— Это что такое? Это же шумовская. Её весь полк знает.

Я молчал, как партизан.

— Вот моя шапка, приказываю надеть и носить, если спросят – откуда, надо отвечать «Романченко подарил», и он будет проверять, не потерялась ли?  А если потеряется, то Романченко лично эту шапку найдёт.

Я отказывался, она же офицерская, мечта любого солдата, но не по уставу, а он мне: «Как мы иначе в город в театр поедем, чтобы стыдно не было?» А в Ленинграде в то время самым популярным театром был ТЮЗ. На спектакли Корогодского (и его молодых ассистентов – режиссёров и педагогов Льва Додина и Вениамина Фильштинского) «Наш цирк», «Наш мюзик холл», «Наш Чуковский», «Открытый урок» («Взрослым о детях») можно было попасть только по блату. У меня был там блат, молодые артисты театра, с которыми дружил. И я проводил туда и Леонида Николаевича одного, и с девушкой, и с другой девушкой. Он был в стадии выбора. А я в увольнительных. Мир стал светлеть.

Но во взводе меня невзлюбил сержант – Петя Шепило.

Он мне сказал: "Я из тебя человека сделаю”. И делал. До обеда его власть. Бега по лужам с катушками, оттягиваю­щими плечи. «Леееечь!!!» И я ложился в грязь, в снег, а переодеться не во что, высушить одежду некогда. Однажды лежал в яме часа два, со скрещенными ногами с лыжами, палками, пока Петя не разрешил подойти ко мне помочь подняться…

Помню, как он сказал, что на ученьях два процента запланированной смертности, два процента, в которые я с его помощью войду непременно. Ученья в марте, был уже февраль, но в са­мом начале марта перед ученьями…

Леонид Николаевич Романченко, — а он долго за меня с начальством бился, — и добился! Уже после первых поставленных мной концертов стал убеждать замполита подполковника Ялыныча, чтобы меня перевели в муз взвод. Но не переводили. Более того, Леонид Николаевич выяснил у писаря, что я был в группе отправляемых на границу то ли к Монголии, то ли к Китаю. Он самолично вытащил из пачки отправляемых мои документы, принёс их к замполиту и заручился его поддержкой. «У нас концерты кто будет ставить? А они не только солдатам, офицерам нравятся». А в марте, уговаривал начальника, чтобы не отправляли на учения, чтобы я придумал, а потом поставил ко дню части праздничный концерт.  А лучше спектакль. Про армию.

Романченко добился, чтобы меня принял замполит подполковник Ялыныч. Я доложил, что прибыл,   а он «рано ещё ко мне, рано» и выгнал меня из кабинета. Почему? Я был в шоке. Но рассказал, даже сыграл  в казарме, как всё произошло.  Мне тут же объясняли, что он меня выгнал за громкость и чёткость произношения слова «подполковник». Оказывается, он жутко не любил, чтобы громко и чётко выговаривали это слово. А я выговаривал, как учили по сценречи, каждую букву. И потом долго переучивался у сержантов, у Леонида Николаевича, как надо, а надо было чётко и громко, но … «п-полковник», потому что Ялыныч страстно мечтал стать полковником. И я с трудом, но научился! Когда Ялыныч вместе с Романченко внезапно явился ко мне в ДК на репетицию, я заорал «Смирнаааа! Товарищ п-полковник!!! Идёт репетиция концерта»... и так далее. «Молодец, вот так бы все… докладывали» — похвалил он меня. И через пару дней он, в свою очередь, уломал командира полка полковника Кольчугина издать распоряжение, чтобы я был переведён к руководителю полкового оркестра капитану Пшишляку в муз взвод. Мне примерили большой барабан, но так, для смеху. Он стелился по земле. Его перехватил двух-метровый Гоша Третьяков. Стали учить на волторне, ещё на чём-то, но поскольку играть на духовых инструментах так и не научился, то меня определили на негласную должность режиссёра полка.

Спал в казарме, но утром шёл к маленькому домику около ДК, и пока оркестранты в ДК репетировали, пытался топить печь, тёр мастикой пол. А после обеда вёл репетиции. Капитан Пшишляк был напрочь мной недоволен. Навязали. И вдруг:

— Куда вы это с Романченко постоянно ездеете?  В ТЮЗ? И что, можно попасть? Бесплатно?

Ну и тут пошло. Капитан Пшишляк стал просить меня провести его с женой. На один спектакль, второй, третий. Красные даты в армейском календаре победили чёрные. Так капитан Пшишляк, Леонид Николаевич Романченко и Корогодский с Додиным и Фильштинским спасли меня от 2-х процентной запланированной смертности на учениях.

Через два года на мою должность был принят призывник Михаил Боярский, который недавно сделал теле передачу и об этом муз взводе, и о Пшишляке. Но Михаил закончил актёрский, и не умел ставить концерты. Ему достался большой барабан. Как он рассказывает:

— Инструмент мне достался рваный. Наверное, предыдущий барабанщик перед дембелем постарался. Пшишляк дал мне команду: «Сначала найдешь на барабан кожу! Где взять? Да хоть с себя сдери!» На складе была техническая свиная кожа. Я сходил в самоволку, купил два пузыря водки, и через два дня барабан гремел, как гром. У моего бочки-барабана было преимущество перед другими инструментами: надев его на себя, я укрывался от дождя, когда музыканты стояли на плацу. Служба прошла легко и весело.                                                                                                        

Репетиции «Конармии» И.Бабеля.Саша Кряжев, Володя Кузнецов, Лосев             Капитан Пшишляк 

и Андрей Холмквист.                                                              

Да, тогда я не поставил концерт. Я поставил спектакль. «Конармию» Бабеля. А аккомпанировал драматическому представлению полковой оркестр. Романченко и Пшишляк получили от Кольчугина по благодарности. Так что я не подвёл своего спасителя, начальника части по культпросвет работе. А сержант Петя Шепило, когда понял, что я недося­гаем, больше не замечал меня, смотрел мимо, или насквозь, будто я прозрачный.

После демобилизации приехал в часть, и застал уже не капитана, нет, теперь уже майора Пшишляка, а Леонида Николаевича перевели куда-то. Военный. Вот так мы потерялись.

С человеком, который меня спас.

Отслужив в рядах Советской армии, с 1971 по 1978 г.г. преподавал актерское мастерство и режиссуру в Ленинградском государственном институте культуры им. Н.К. Крупской.

С.М.Лосев:

В институте Культуры появился новый ректор Евгений Яковлевич Зазерский.

Первое, что стало известно -  он не любит, когда его называют по имени-отчеству. Надо – «Товарищ ректор»

. Он и о себе говорил в третьем лице. «Перед тобой Ректор. Тебе что Ректор сказал?» Сразу всё стало резко меняться. Ремонт. Появилась отреставрированная часть нового здания.  В нём главное место – его огромный кабинет с многочисленными телефонами. Поговаривали, что у него есть прямая связь с министерствами образования и культуры. Во всяком случае, когда одна журналистка появилась в институте в брюках, а на проходной её долго не пропускали, потому что ректор издал приказ: «Категорически ни одна женщина в брюках не имеет права зайти на территорию института», и она опубликовала статью о том, что в институте Культуры благодаря новому ректору царит бескультурье, ректор тут же собрал в актовом зале педагогический состав и в микрофон объявил, что он позвонил кому-то в Москву по прямой связи, и эта журналистка больше нигде не работает.

Нельзя было не то, что студентам, а даже педагогам отращивать бороду и усы.

Свободолюбивый институт постепенно превращался в казарму.

Если бы кто-нибудь в то время увидел мои шаржи… Институт был не только свободолюбивым, но и стукаческим.

Но странно то, что законы казармы почти не касались кафедры режиссуры. Наоборот. По инициативе ректора в штат был принят целый отряд известных киношников. Кафедру возглавил Владимир Яковлевич Венгеров. В его багаже два «Живых трупа», «Два капитана», «Балтийское небо», «Рабочий посёлок». Виктор Трегубович, который только что снял «На войне, как на войне» и приступил к съёмкам фильма «Даурия», Григорий Аронов, снявший по повести Лавренёва фильм «Седьмой спутник», как теперь оказалось совместно с пока ещё мало кому известным Алексеем Германом. На кафедре кино-фото появился режиссёр фильма «713-ый просит посадки», только что выпустивший фильм по Чехову «Моя жизнь» Григорий Никулин и сценарист Юрий Клепиков, блистательно сыгравший режиссёра в фильме Панфилова «Начало».

 Мне довелось работать на курсе Григория Лазаревича Аронова вместе с Алексеем Юрьевичем Германом. Алексей Юрьевич пригласил меня к себе домой и, вместе с супругой Светланой Кармалитой, угощая меня всякими вкусностями, они устраивали мне экзамен на круг интересов, на эрудицию. Потом, сказав, что он хотел бы более близко со мной познакомиться творчески, пригласил меня на ЛЕНФИЛЬМ посмотреть только что отснятый и смонтированный фильм «Операция «С новым годом». В маленьком зале были только мы с женой и… Аркадий Исаакович Райкин. Ленту запрещали и Герман собирал подписи в защиту фильма. Естественно, ему нужна была не моя подпись, а Райкина. Фильм потряс. Игра Роллана Быкова, Олега Борисова, Анатолия Солоницына. Да всё, всё было настолько завораживающе достоверно и космически объёмно, что я, заикаясь от восхищения, поздравил Алексея Юрьевича. Райкин подписал письмо в защиту.  Но фильм ещё десятилетие не появлялся на экраны. А появившись, сменил название. Теперь он назывался «Проверка на дорогах».

Надо сказать, что имена кинорежиссёров притянули абитуриентов, и конкурс на сей раз был небывалым. Курс был сильный. Многие выпускники стали работать в кино.

Один из них – Евгений Марковский -  снял в 90-м году фильм по Достоевскому «Вечный муж» с Игорем Костолевским, Станиславом Любшиным, Лидией Федосеевой-Шукшиной, Дмитрием Харатьяном, Еленой Яковлевой, Ростиславом Янковским

И вдруг в интернете появилась его повесть «Осуществлённое», часть которой посвящена ЛГИКовскому периоду.

Вот что он пишет:

 

В стане претендентов на «перемену участи» – рвущихся в искусство абитуриентов – институт Культуры котировался низко. Это глупое высокомерие я позже встречал и в профессиональной среде. Один солидный “эксперт” так разъяснял мне роковую ошибку, поступающих туда: “ Это все равно, как если бы желающий стать хирургом, пошел учиться на ветеринара”. Но крошечные мастерские ЛГИТМиКа из сотен отбирали единицы, и значительная часть “абитуры” после неудачных июльских экзаменов на Моховой пересекала Летний Сад и подавала документы в “Кулек”.

Набору 1971-го года повезло. В качестве эксперимента, кафедре режиссуры разрешили набрать три мастерские не по обычной программе культпросвет работы, а по полному курсу театральных вузов и выдать выпускникам дипломы режиссеров драмы. Вступительные экзамены мы сдавали вместе, а уж потом три мастера В. Венгеров, Г. Аронов и Э. Старшинов «разобрали» нас по своему вкусу.

Григорий Лазаревич Аронов, как и Владимир Яковлевич Венгеров, был ленфильмовским режиссером и неизбежно отвлекался на свои студийные работы. Всеми нашими делами тогда занимался Семен Михайлович Лосев, энергичный и прирожденный педагог. Он всегда источал волю, подобную наполеоновской. Не могу представить, чем бы он мог заниматься за пределами площадки. К примеру, вообразить его спящим или стоящим в очереди в буфет было нельзя. Отважный корсар с огненными глазами! С его появлением улетучивались всякие разногласия и неурядицы. Он диктовал нам положения Товстоноговского аналитического метода (иного не признал бы даже под пыткой!), как корабельный устав. Наша мастерская всегда отличалась железной организацией и чистотой показов. В абсолютной темноте мы совершали умопомрачительные бесшумные перестановки за доли секунд. Причем, этот суровый, сродни казарменному, тренинг вовсе не был самоцелью – с этой власти над элементарной материей и начиналось ее осмысленное построение, что, собственно, и есть режиссура. Живая лосевская фантазия, казалось, никогда не знала тупиковых ситуаций, а это не могло не влюблять. Отступавшие в 1812 году гренадеры как зеницу ока берегли своего “маленького капрала”. Мы любили Семена Михайловича не меньше.

Актер на площадке – сродни зверю в цирке. Говорю это серьезно. Чтобы заиграть, ему тоже надо перестать бояться! Бояться всего: стен, света, предметов, других зверей и зверушек, публики. Он должен эту площадку полюбить, узнать, в чем смысл этого ненормального занятия: изображать жизнь. Он должен понять и поверить, что за его неловкие старания ему не сделают плохо: не побьют, не унизят, прежде посадив на цепь…  Достаточно быстро развилось предощущение результата: воображение, еще только соприкасаясь с вымыслом, ищет и выбирает действительно стоящий предмет. Уж, если он тебя самого удивляет, то, наверняка, удивит и понравится другим. И пока на первом курсе наши задания ограничивались “доморощенными” этюдами, дела мои шли прекрасно. Они у всех шли прекрасно! Лосев мог растормошить кого угодно. И тормошил веселыми заданиями: мы все пристрастились к комическому. Почти никто, задумывая этюд, не готовил текстов: все играли самих себя, даже не меняя имен. Над всем царил один закон: Действие живет препятствиями! Любая, самая тривиальная ситуация, заторможенная препятствиями, дает предлог к их преодолению, движению: хочешь позвонить – нет монетки – ищешь, находишь – монетка падает и закатывается неизвестно куда – идешь на улицу – никого – видишь одинокого прохожего – бежишь к нему — он пускается наутек и т.д.

С.М.Лосев. И вот этих одарённых с верой в магию профессии ребят через год обучения пришлось оставить. Ассистентура-стажировка в театральном у меня была дневная. Вернулся к ним только к выпуску. С точки зрения оснащения аппаратурой аудитории прогрессировали. Каждый класс – маленький театр. Уже в середине 70-х впервые появилась видео аппаратура. Не цифровая, а плёночная, но всё же. Такого не было в театральном. Но киномастера покинули институт. Они задохнулись в казарменной атмосфере. Разложение и курса, да и кафедры было кризисным. Надо было возвращать веру.

А как её вернуть? В академическом обучении всё расписано по семестрам. Педагог может честно пройтись по программе, выпустить студентов и считать, что он выполнил свой долг. Я считаю — этого мало.  Из каждого курса надо создавать потенциальный театр. С максимальным количеством дипломных спектаклей.

Состоится театр или нет? В каком качестве? Это всегда зависело от Судьбы. Обучение заканчивалось, студенты разъезжались по городам, но ленинградцы оставались. Кто со мной?

Ещё из книги Жени Марковского:

«Наш Лосев ушел в очную аспирантуру к Товстоногову. Нам спешно подыскивали педагогов, они часто сменялись, но завоевать в наших сердцах места, адекватного Лосевскому, не могли.

В начале 70-х возродились всякие фестивали, смотры, студии и театры. А поскольку наша будущая специальность предполагала работу именно в этой самодеятельной среде, мы с первого же курса в неё и внедрялись. Одним из заметных движителей Ленинградской студенческой сцены был наш Лосев, постановщик яркой и остроумной «Золушки» со студентами ЛЭТИ».

Да, я считал, что кроме ЛГИКа нужна практика. Актёрская, ассистентская, режиссёрская. Вот так возникли сначала студия в ЛЭТИ («Весна в ЛЭТИ», «Золушка»), потом народный театр ДК ЛЕНСОВЕТа. Кажется, ну, что такое народный театр? Это же не профессиональное дело? Профессиональное! Володя Малыщицкий превратил студию ЛИИЖТ в профессиональный Молодёжный театр на Фонтанке. Он основатель.

Но это через десятилетия. А пока мы встречаемся на ежегодных фестивалях. Если в ЛЭТИ в начале 70-х я создавал театр на голом месте, то народным театром в ДК ЛЕНСОВЕТа до меня руководили главный режиссёр театра имени Комиссаржевской н.а.СССР Рубен Агамирзян, затем режиссёр БДТ Юрий Аксёнов, ну и Вениамин Фильштинский.

Так что у народного театра ДК ЛЕНСОВЕТа насыщенная история. Об этом мне рассказал директор ДК герой социалистического труда Н.П.Чмутин.

— Самый знаменательный спектакль прошлого – «Поднятая целина». Мощная была постановка. Местами – не хуже, чем в БДТ. Вот это был успех! Выделили средства. Такое оформление сделали на большой сцене! Костюмы сшили! У меня просьба, поставьте «Молодую гвардию». А? Каково? Для молодёжи! Военная патриотическая тематика! Сможете? Я буду помогать!

А что? Я видел, Павел Осипович Хомский в Московском ТЮЗе сделал неплохой спектакль. Новая инсценировка, свежая, начало пьесы, немцы: «По-русски, если мы хотим завоевать эту страну, то надо говорить по-русски». И не было карикатурных немцев. Как ярко играла молоденькая Ирина Муравьёва Любовь Шевцову!

Встретился с коллективом театра и понял: сопротивление молодёжи мощнейшее, эпоха изменилась. Военно- патриотическая тема? Криво улыбаются. Ленинград – это не только город трёх революций, город, переживший блокаду, но и город глобального скепсиса. Что у нас из произведений на грани запрета? «Восхождение» Быкова? Вот такую бы идею. Но уже идёт в ЛИИЖТе в постановке Владимира Малыщицкого, выпущен фильм Ларисы Шепитько. Не можете найти подобную идею? «Молодую гвардию» хотите? Ну, хотите дальше, а мы от вас уходим. И ушли. К Малыщицкому. К Гете Яновской. К Фильштинскому. И не прикажешь, и не задержишь.

Со стариками народного театра познакомился позже.

Иван Данилович Россомахин, знаменитый радиорежиссёр, а до этого режиссёр ЛЕНКОМа сдавал герою Социалистического Труда директору ДК ЛЕНСОВЕТа Чмутину поставленный со старожилами народного театра музыкальный спектакль по своей пьесе. Если Чмутин примет работу, то Россомахину оплатят инсценировку, музыку и постановку. По тем временам громадные деньги. Моя зарплата за два года.

Большей откровенной халтуры я не видел за всю свою жизнь. Самодеятельные актёры кривлялись наперегонки. Ужас заключался в том, что их после такой «школы» не переучить, не вернуть в лоно. Понять, что они играли было невозможно. Сюжет тонул в интонациях на разные лады, выпученных глазах. О пении – говорить нечего. Им просто нельзя петь. Бог с ними с голосами, где слух? Пошлость, такая болотная пошлость.

Чмутин – умный мужик. Похож на киноартиста Санаева. Поскольку я новый руководитель театра, он оглядывался на меня, но я был непроницаем: вы приглашали Ивана Даниловича с компанией, вы и расхлёбывайтесь. Мне вступать в войну с Россомахиным? У него цикл блестящих радио передач о поэтах серебряного века. О Северянине. Он потрясающую «Белоснежку» с Таней Тарасовой – Белоснежкой и гномами во главе Татосовым-Понедельником  сделал в ЛЕНКОМе. А «Человек со звезды» с Юлианом Паничем, Татьяной Пилецкой и Давидом Волосовым?! Причём, Панич отыграл генеральную и уволился. И Россомахин сходу сыграл сам. И оказался хорошим актёром, даже по меркам придирчивых артистов ЛЕНКОМа, его признали за своего. Его Товстоногов пригласил   ставить «Хануму». И тогда говорили, шептались: вот оно – новое режиссёрское имя.

Рассказывали, что там была такая же история с постановкой, как в народном театре. Только артисты великие. «Изощрялись, кто кого перештукачит. Даже сюжет не

просматривался, тонул в актёрских штучках». Так нам на занятиях сказал Товстоногов

А в БДТ говорили, что он посмотрел, сотворённое Иваном Даниловичем в БДТ, собрал артистов:

  • Ну, а теперь пойдём по жизни.

Казалось, по какой жизни можно идти в «Хануме»? Оказалось, можно. И по жизни в законе водевиля, и по поэтическому решению. «Только я глаза закрою…» Бархатный голос Товстоногова. Ностальгия по прошлой Грузии. Волшебный результат.

Чмутин улыбался, задавал какие-то вопросы о доработках: будут ли? Но не настаивал, Россомахин намекнул, что за доработки надо платить дополнительно. Я же, как новый руководитель, дорабатывать не собирался. Пусть сам Иван Данилович доводит свою работу до совершенства.

И Чмутин заплатил по полной программе, отпустив Россомахина и его команду с двумя моими зарплатами за год на все четыре стороны.

А я остался с наследством.

Его спектакль так и не сыграли ни разу.

Чего калечить ещё раз больных артистов? Их лечить надо. Если есть лекарства. Поэтому год на компромиссы. Цель репетиций розовских «Капель» — пробиться к органике, прикрыть неорганику. Добиться либо живого процесса, либо его видимости.

В этих условиях собрать спектакль – уже подвиг.

Нервы, непонимание, чего я хочу? Оказывается, надо думать, отвечать на вопрос – чего хочет персонаж, чего делает, искать глаголы. А раньше с Россомахиным – проще: выучи текст и найди интонацию. Не понимаешь – покажет, скопируй.

Малый зал. На 50 зрителей. Микро-фальшь вырастает до глобальных размеров. Нервничал. Придирался. Добивался непрерывного процесса. Человеческого. Органичного. Волосок. Вот он порвётся, дела не будет, и я уйду.

Но спектакль состоялся. Удача? На данном этапе – да. А что даёт удача? Убивает плохие воспоминания. И если назад, то, в общем и целом, репетировали, и играли бережно, с любовью. Сыграли несколько раз.

Чтобы воспитывать студию, чтобы новые задачи решать с поколением учеников, надо искать педагогическую команду. Одной группы крови. Собрал.

Со мной вместе студию при театре вели педагоги ЛГИКа Людмила Мартынова, и Игорь Духович, с которым мы подружились, ещё учась в институте. Сценречь преподавал тогда только что приехавший из города Горький в Ленинград, молодой педагог театрального, а ныне заведующий кафедрой, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Валерий Галендеев, педагог по движению – Надежда Стурова. Оформляла спектакли главный художник театра ЛЕНКОМ Ирина Бируля.  И студенты всех курсов проходили подлинную практику именно здесь. Студийное движение – это не подражание академическим театрам, это свои нестандартные пути, особый репертуар. Это малые сцены, где иногда тренаж, удачно облечённый в форму спектакля, уже положительный результат.

Практически без рекламы постепенно раскрутили город. На студийный спектакль «Балаган» прежде всего повалили различного рода театральные студии.

Мы дружили с бардовским клубом «Меридиан», с театром-студией «Суббота» под руководством критика Юрия Смирнова-Несвицкого.

Кстати, на нашем же этаже занимался со студийцами пантомимой молодой фанат – Слава Полунин. Периодически заведующая художественным отделом ДК устраивала нам, а особенно Славе, разнос за ничегонеделание. Она не понимала, не принимала его оправданий. А он повторял, что прежде чем выдавать результаты нужна египетская работа. Слава с утра до ночи занимался тренажом.  Наши коллективы дружили.  Но как? Мы всё-таки выпускали и играли спектакли, и смотрели на них чуть свысока, но, когда Слава показал нам заготовки, которые он хочет показать на Олимпиаде, мы ахнули от восхищения, мы поняли, что это будет не только успехом ДК, а станет событием не только для Ленинграда, а выше, выше… Но до Олимпиады-80 было ещё два года. И всё же постепенно возникла замечательная атмосфера. В студию нашего театра конкурс, почти как в театральный институт.  Всё развивалось поступательно до тех пор, пока я не заявил, что хочу поставить неофициально запрещённую пьесу Эдварда Радзинского «Снимается кино». Директор ДК герой социалистического труда Чмутин вызвал меня к себе и посоветовал не ставить этот спектакль. Я сказал, что начал репетировать и доведу эту работу до конца. Он пообещал, что в таком случае он спектакль закроет. Я сказал: «Ваша воля, но тогда я уйду». А театр уже на плаву. В репертуаре и Розов, и Шукшин, и Драгунский. Всё осложнилось тем, что мои помощники, вчерашние союзники, соратники Игорь Духович и Людмила Мартынова заперли меня в кабинете и высказали своё резко отрицательное отношение к пьесе Радзинского и моим намерениям её поставить. И они же ставят мне условие дальнейшей работы: каждое новое название утверждать должны они. Иначе нам не только здесь, но и в институте вместе не работать! Я им сказал: «Бороться с вами не буду. Но непременно поставлю, выпущу спектакль, а потом уйду». «Нет, -сказали они, — надо найти предлог и остановить репетиции».

Что это? Глобальное заблуждение? Чем не устраивало «Снимается кино»? Был же знаменитый спектакль у Эфроса сначала с Ширвиндтом, потом с Джигарханяном. С Яковлевой.  Спектакль не рекомендованный к эксплуатации, но не снятый с репертуара даже после увольнения Анатолия Эфроса с поста главного. Его «Снимается кино» – событие для всей театральной жизни страны. Да, у нас нет такого класса артистов, но есть интересное решение. Почему бы не попробовать? Нет, Л.Мартынова и И.Духович против. А как дальше вместе работать? Здесь, в институте? Мы в ЛГИКе, но уже под руководством Людмилы Николаевны, вели курсы. И дневной, и заочный. Стоп. Тут в голову пришла простая идея.

Людмила Николаевна и педагог, и женщина во всех смыслах очаровательная, но у неё одна странная особенность… Вот программка. Она – руководитель курса. К этой постановке она не имела никакого отношения. Значит, внизу и надо написать – не руководитель постановки, а руководитель курса. Но она так вежливо попросила: «А можно я буду руководитель постановки»?  Я не возражал.

А что если и здесь предложить ей стать руководителем постановки?

Предложил.

— Я сам и ставлю, и играю в спектакле. Это сложно. Кинорежиссёр – может быть единственная роль, которую имею право попробовать сыграть. Но мне нужен глаз со стороны. Давайте вы будете руководителем постановки?

Мартынова — Ну, в общем, надо подумать… Да, ты же сам в спектакле играешь роль, тебе нужен глаз со стороны…Но я не могу каждый день ходить на репетиции, пишу диссертацию…

Да, я отдал ей записи первых двух лет обучения у Товстоногова, она по ним писала.

— Пусть Игорь ходит. Я – постановщик, он – режиссёр.

— Я могу прийти, конечно… Но с тобой на репетициях спорить? Ты же диктатор стал. А я по-прежнему против Радзинского. Я считаю, нашему театру надо сейчас ставить «Бегущую по волнам»… Бируля согласна работать над оформлением.

— А кто против? Сыграем премьеру «Кино» и выпускай Грина. Начинай репетировать, коллектив большой…

— Ладно, но учти на будущее…

— А какое будущее? Уже абсолютно ясно, что здесь у нас команды больше нет. Любая борьба между нами разрушает атмосферу. Вне атмосферы работать не умею. Я же сказал: поставлю Радзинского и уйду. И делайте дальше, что хотите. Что там будет с институтом? Пока не думал. Курс выпускной. Дипломный спектакль «В дороге» Розова я поставил. Съездили с ним на БАМ. Обком комсомола предлагает съездить и на КАМАЗ.

Мартынова – И я хочу на Камаз.

— Конечно, Людмила Николаевна. Напишем в заявке, что вы – руководитель постановки и поедете!

Но на курсе теперь вы с Игорем ставьте диплом. «Дульсинею»? Кто против? Никто.

А я буду здесь ставить «Кино».

И поставил. И на сей раз спектакль оформила Ирина Бируля. Она придумала на то время уникальное решение: кино в кино. Декорация – двухэтажный кинопавильон. Киностудия.  То есть не только режиссёр снимает, пытается снять фильм о любви, а и вся жизнь режиссёра и то, что вокруг него – тоже кино.  Этого нет в пьесе, этого не было у Эфроса, но сам материал даёт все основания для этого приёма. Камера с небес наблюдает за каждой нашей судьбой. Высший суд. Эти двухэтажные декорации преследуют меня до сих пор. Музыку написал известный бард Евгений Клячкин. Успех был оглушительный. Сложился и спектакль в целом, и актёрский ансамбль. Каждая роль – удача. Это тот редкий случай, когда все компоненты сошлись в конус. Дирекция ДК, узнав, что у нас аншлаги, закрыла глаза, и в конце сезона мы сыграли в битком набитом зале этот спектакль несколько раз подряд. Студенты творческих ВУЗов, педагоги (помню в зале актёра и преподавателя театрального института Анатолия Самойловича Шведерского), актёры разных театров, вечер песен Клячкина после спектакля в благодарность нам. Наши были счастливы.  Не коллектив, а содружество.

И тут я объявляю об уходе.

Никто ничего не понимает, а я ничего не могу объяснить. И Мартынова с Духовичем никому ничего не объясняют. Мол, сами не понимают, с чего это я взбрыкнул? Собрания, слёзы, вопросы, просьбы не уходить, не бросать.

Говорю – устал.

— Устали – отдохните. Пусть ставят Людмила Николаевна, Игорь Геннадьевич, только не уходите.

Снова вызывает Чмутин: «Ну, что, остаётесь? Спектакль закрывать я не имею права, могу посоветовать не играть, конечно, если упёрлись — играйте, но предупреждаю, в связи с тем, что вы занимаетесь не масштабными постановками, а сомнительным мелкотемьем на малой сцене, в следующем сезоне мы сокращаем ставки, убирайте одного из трёх режиссёров, думайте, кому вы предложите уйти. Да, и видимо, педагогов по речи и движению сократим…»

— Не продолжайте, — сказал я, — я ухожу.

Чмутин – Очень жаль, очень. Я так надеялся, что вы поставите «Молодую гвардию». Я бы вам помог. Любые средства… Вот до вас в нашем театре  замечательно поставили «Поднятую целину»…

Я ушёл.

В никуда.  В пустоту.

Конечно, ДК ЛЕНСОВЕТа так просто не отпускал. Перед поездкой на КАМАЗ надо было прогнать «В дороге». Сделали прогон в зале нашего театра. Мартынова и разрешила, думали без зрителей, но коллектив узнал, сбежались, плюс друзья, знакомые. И снова и радость, и слёзы, и «возвращайтесь, пожалуйста»! И Мартынова пожалела, что дала разрешение.

— Неужели ты не понимаешь, что тебе здесь больше нельзя появляться? Уходя – уходи!

Но жизнь непредсказуема.  Новый заведующий кафедрой режиссуры Борис Васильевич Сапегин за несколько лет собрал новую группу сильных, опытных, до недавнего времени практикующих Мастеров. В.Галицкий, А.Мадиевский, Гр.Гуревич. И снова вырос престиж кафедры.

А с педагогами провёл цикл лабораторий сам Г.А.Товстоногов.

Демократично, как с коллегами, беседовал по вопросам методологии. Я вёл записи этих бесед. Кстати, ему очень понравилось оснащение театральных классов.

А уж о том, как отремонтированы педагогические туалеты в институте Культуры, он потом рассказывал в театральном.

— Я уже нашему ректору сказал. Как это так? У них действительно Культура. Индивидуальные туалеты для педагогов!  А у нас я вынужден спускаться в подвал вместе со студентами в туалет без унитазов. Позор.

Но тут были «потёмкинские деревни». Его завели в ректорский туалет.

Так вот о непредсказуемости, зигзагах, поворотах.

Борис Васильевич Сапегин приглашает меня к себе в кабинет и говорит:

— Я видел твои работы на разных курсах. Мне нравится, как ты работаешь. Не пора ли тебе набрать свой? Появилась такая возможность. Я говорил с ректором. Он не против.

Я удивился. Не очень уж ректор ко мне благоволил.

Борис Васильевич – Да, не скрываю, были трудности с твоей пятой графой, у ректора их перебор в институте, его там без конца проверяют, но у тебя такие работы на экзаменах, не хуже наших мастеров. И ректор об этом знает. Так что, если согласен, набираем две группы: чистяковскую и твою. С тебя коньяк.

Покупаю, приношу, выпиваем вместе с новым деканом Коробовичем и с Сапегиным.

И тут ещё одна новость. Дирекция крупного ДК предлагают возглавить (по совместительству, конечно) народный театр.

Снова светит солнце! Яркое, весеннее. Любимое мной.

Но жизнь предлагает сделать ещё один зигзаг.

Владимира Васильевича Норенко пригласили работать в Севастопольский театр им. Луначарского.

И он предлагает мне поехать с ним в качестве ассистента в постановке бондаревского «Берега». А, если повезёт, то возможно и для самостоятельной работы.

Мне 32 года. А я не поставил в профессиональном театре ни одного спектакля.

Уже 1978 год. Пора.

Я соглашаюсь.

           О Севастопольском периоде в приложении «Дневниковые записи – Севастополь 1978 – 1980 г.г.»

Знаковым периодом в его судьбе стала ассистентура-стажировка, а затем аспирантура в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии по специальности «Режиссура драмы» в классе, профессора Г.А.Товстоногова,  н.а.СССР, лауреата Ленинской и государственных премий, Героя социалистического труда, главного режиссёра ( как сказал О.В.Басилашвили «одного из лучших театров страны, а поскольку наш театр лучше европейского, то одного из лучших театров Европы, а поскольку европейский театр лучше американского, то одного из лучших театров мира») Ленинградского БДТ.

С.М. Лосев, посвятил большую часть жизни сохранению товстоноговского наследия (той части, которую можно сохранить).  Его жизненной целью стало создание курса лекций Георгия Александровича Товстоногова. Но, к счастью, вышел не просто учебник, а как написала театральный критик, профессор СПГАТИ, кандидат искусствоведения Елена Горфункель, получилась «реинкарнация творческой жизни».

Возник, вернулся живой Г.А.Товстоногов.

С.М. Лосев вёл записи не только лекций, уроков, бесед, но и записывал репетиции спектаклей — «Прошлым летом в Чулимске», «Тихий Дон», «История лошади», «Дачники», — которые вошли в золотой фонд мирового театрального искусства. И сделал он это, как пишут критики, «с уникальной мерой подробности». С.М.Лосеву удалось запечатлеть театральные открытия Товстоногова, что даёт возможность историкам и исследователям, актерам и режиссерам проанализировать из чего, из каких фондов эрудиции, воспитания, труда, живого чувства времени рождались спектакли, делавшие БДТ очагом современной отечественной культуры.
В 2007 году в Санкт-Петербургском издании «Балтийские сезоны» вышел в свет объёмный том (608 с.) Георгий Товстоногов репетирует и учит. Литературная запись С.М. Лосева

Книга посвящена выдающемуся петербургскому режиссеру, который был также замечательным педагогом, воспитавшим несколько поколений мастеров театра. Режиссерские уроки Г. А. Товстоногова в течение ряда лет записывал его аспирант Семен Лосев, ныне возглавляющий театр в Старом Осколе. Впервые публикуемые записи репетиций Товстоногова легли в основу настоящего тома (первый том — «Георгий Товстоногов. Собирательный портрет», вышедший в 2006 году, включает, главным образом, воспоминания). Помимо записей занятий со студентами в ЛГИТМиКе, собеседований и встреч с коллегами, в книгу вошли никогда не публиковавшиеся записи репетиций знаменитых спектаклей «История лошади» и «Тихий Дон», на которые в 1970-е годы в БДТ присутствовали аспиранты и студенты. Это тоже — уроки Товстоногова, учиться у которого продолжают и нынешние актеры и режиссеры.

Книга будет интересна как специалистам, режиссерам, студентам, так и всем любителям российского театра.

На презентации книги, состоявшейся в Санкт-Петербурге 29 ноября 2007 года.

Из рецензии:

Этот том  – «историческая хроника тех времён, когда нынешняя театральная академия не только набирала режиссёрские курсы, но и  в самом деле выпускала режиссёров. Сколько бы ни было сегодня вопросов (безответных)  и претензий (справедливых) к системе Станиславского — эта система, будучи взятой на вооружение выдающимся стратегом  и  тактиком Товстоноговым, работала без сбоев».

Лилия ШИТЕНБУРГ

ИМПЕРИЯ ДРАМЫ   №  10   -   ноябрь 2007 года

В 2015 году, к 100-летию Г.А.Товстоногова выходит в свет ещё одна книга С.М.Лосева «Товстоногов. Репетиции».

Георгий Товстоногов. Репетиции. Лит. запись С. Лосева. СПб.: Балтийские сезоны, 2015. С. 720. Ил. 16. ISBN 978-5-903368-89-1

Книга посвящена 100-летию великого театрального режиссера Г. А. Товстоногова (1915—1989). Содержит записи репетиций его легендарных спектаклей, поставленных в Большом драматиче­ском театре, а также занятий со студентами режиссерского курса в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кине­матографии в 1970-е гг.

Для широкого круга читателей.

 

 

 

 

ББК 84 Р7

Редактор Е. Алексеева Художественно-технический редактор В.Дзяк

Верстка — Н. Клименченко, Т. Гусева Корректор Т. Румянцева

Подписано в печать 03.07.2015.

Формат 70 х 90 1/16.

Объем 45 п. л.; 52,65 уел. печ. л.

Тираж 2000 экз. Заказ № 16

НП «Балтийские сезоны»

Примечательно, что книги проиллюстрированы рисунками автора.

О театральном институте 70-х, о Г.А.Товстоногове и А.И.Кацмане

в приложении статья «КАК ЭТО БЫЛО?»

Многогранность личности Товстоногова, его творческий метод и подход к актёрской профессии оказали решающее значение в формировании С.М. Лосева, как театрального педагога и режиссёра.

Семен Михайлович Лосев является театральным режиссером, известным не только в России, но и за рубежом. Служению педагогике и театру он посвятил более 45 лет своей трудовой биографии.

Окончив режиссерское отделение Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, преподавал актерское мастерство и режиссуру в этом же институте, затем в Ленинградском театральном институте.

За практическую работу в 70-х, за активную творческую помощь в воспитании Даргинского курса при Ленинградском Государственном Институте Театра, Музыки и Кинематографии, за режиссуру дипломного спектакля «Люди и мыши» по роману Джона Стейнбека, С.М. Лосев получил грамоту Министерства культуры Дагестана.

С 1978 года он начинает активную режиссёрскую работу в Севастопольском драматическом театре имени А.В. Луначарского. Спектакли «Куст рябины» (С.Алёшин), «В дороге» (В.Розов), «Белоснежка и семь гномов» (Л.Устинов, О.Табаков), «Последний срок» (В.Распутин), «Ночь после выпуска» (В.Тендряков), «Кошки-мышки» (И.Эркень), «Феномены» (Г.Горин), «Старый дом» (А.Казанцев), «Ретро» (А.Галин),  «Приезжие» (В.Шукшин) до сих пор остались в памяти севастопольцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

Валентин Распутин «Последний срок». Мирониха – н.а.УССР Клавдия Васильевна Волкова.

Алексей Казанцев «Старый дом» Саша – Лариса Гурьянова, Олег – Виктор Оршанский      

Новым этапом в судьбе режиссёра и педагога стала работа в Рижском театре русской драмы и преподавание актёрского мастерства на театральном факультете Латвийской музыкальной академии им. Я.Витола. Но творческие интересы Лосева С.М. выходят за рамки одного театра.

Подробно в приложении — Виктор Мережко «Ночные забавы». Осень 1981 г. Вильнюс. Постановка спектакля в русском драматическом театре.

В этот период он ставит спектакли в Вильнюсе (Русский драматический театр), Киеве (театр Леси Украинки) Подробно в приложении 1987 год Киев, театр Леси Украинки, постановка спектакля «А этот выпал из гнезда», Болгарии , город Русе (Театр Савы Огнянова).  Вот далеко не полный список: «Игра в джин» (Дж.Кобурн), «Ночные забавы» (В.Мережко), «Не был, не состоял, не участвовал» (А.Макаров), «Варвары» (М.Горький), «От «А» до «Я» (дипломный спектакль актёрского факультета Латвийской музыкальной академии им. Я.Витола), «Дядя Ваня» (А.Чехов. Дипломный спектакль актёрского факультета Латвийской музыкальной академии им. Я.Витола), «Полёт над гнездом кукушки» (Д.Вассерман), «Театр времён Нерона и Сенеки» (Э.Радзинский),  «Вы чьё, старичьё?» (Б.Васильев), «Три девушки в голубом» (Л.Петрушевская), «Миражи» (Р.Эзера), «Отцы-66»  (Е.Григорьев).

Возглавляя впоследствии в 1988 – 1990 годах Свердловский театр юного зрителя, активно продолжает преподавательскую деятельность, являясь руководителем курса актёров драмы в Свердловском государственном театральном институте. За это время им созданы новые постановки: «Интердевочка» (А.Кунин), «Начало. Этюды о детстве» (спектакль студентов актёрского факультета Свердловского театрального института), «Куриные головы» (Шпиро), «Сотворившая чудо» (У.Гибсон).  За вклад, внесенный в развитие культурной жизни Екатеринбургской области, в 1990 году Семену Михайловичу Лосеву была объявлена благодарность Министерства культуры РСФСР «За личный вклад в организацию и проведение фестиваля для детей и юношества Урала и Сибири».

Подробно в приложении  1990 год Свердловск. Из дневника.

С 1990 по 2001 годы он вновь режиссёр Рижского театра русской драмы. Среди значительных постановок этого периода следует отметить такие спектакли как «Люди и мыши» (Дж. Стейнбек), «Мсье N»  (Ч.Чаплин), «Грехопадение. Школа семейной жизни»  (О.Бальзак), «Спокойной ночи, мама» (М.Норман), «Недосягаемая» (С.Моэм), «Цена» (А.Миллер), «Касатка» (А.Н.Толстой), инсценировка и постановка «Я хочу жить в Париже» по роману Э.Ремарка «Триумфальная арка», «Покаяние или Полёт над бездной» (Л. Коваль), сценическая редакция и постановка, «Бумеранг» (Л.Хеллман), «Господин Пунтила и его слуга Матти» (Б.Брехт).

И по-прежнему, преподавательская деятельность. Дипломные спектакли студии театра Русской драмы при Латвийской академии искусств: «Есенин и Дункан», «Жизнь  Эдит Пиаф», «Жизнь Мерилин Монро», «Мальчик Мотл» Шолом Алейхэм.
В 1996 году за достижения в развитии театрального искусства и в связи с 50-летним юбилеем и 25-летием творческой деятельности Семен Михайлович Лосев награжден почетной грамотой Министерства культуры Латвии и отмечен благодарностью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Латвии.

Семен Михайлович Лосев участвовал в режиссерских лабораториях Марка Захарова, Юрия Любимова, Валерия Фокина, Льва Додина, Каарела Ирда, Георгия Товстоногова.

В Старооскольском театре для детей и молодёжи Семен Михайлович Лосев с 2001 года. Открылась новая страница в истории молодого старооскольского театра и культурной жизни Белгородской области в целом. Появились спектакли, поставленные Семеном Лосевым: «Эй, ты, — здравствуй!» и «Салют динозаврам» (Г.Мамлин), «Город, который есть»,  «Переходный возраст» (спектакль из этюдов студентов ЯГТИ),  «Французские страсти на подмосковной даче» (Л.Разумовская), «Тяжёлые дни» (А.Островский), «Вешние воды» (И.Тургенев), «Жизнь Александра Пушкина. Детство», «Жизнь Александра Пушкина. Лицей»,  «Вся надежда моя...» (Вторая редакция пьесы «Васса Железнова». М.Горький), «Три сестры» (А.Чехов), «Аленький цветочек» (И.Карнаухова, Л.Браусевич),  «Первый тамбур» (М.Задорнов).

На рубеже веков Семён Лосев по-прежнему осуществляет постановки в драматических театрах таких городов России, как Новокузнецк, Калининград, Орёл, Рыбинск, Березники – и в постсоветском пространстве  -  Даугавпилс, Рига, Севастополь.

В 2005 году С.М. Лосева пригласил известный французский театральный режиссер и продюсер (Richard Martin) Ричард Мартин на фестиваль «Toursky festival russe» во Францию. Там С.М.Лосевым были проведены три мастер-класса по методологии К.С. Станиславского и Г.А. Товстоногова.

Подробнее о поездке в Марсель, о фестивале и мастер-классе в приложении «2005-ый год. Позади Франция»

В 2007 году Лосева С.М. назначили на должность художественного руководителя театра. Его программа – создание такой афиши театра, где бы возрождались высокие духовные традиции прошлого, чтобы зритель, посмотрев один спектакль, захотел посмотреть второй, третий и так далее.

Появляются новые спектакли: «Последний срок» (Валентин Распутин), «В день свадьбы» (Виктор Розов), «Приезжие» и «До третьих петухов» (Василий Шукшин), «Салют динозаврам» (Геннадий Мамлин), «Вкус черешни» (Агнешка Осецкая), «Вертинский и дамы» по книге Александра Вертинского «Дорогой длинною», дилогия Александра Володина «Моя старшая сестра» и «Горестная жизнь плута» — «Осенний марафон».

28 мая 2010 года прошёл премьерный показ постановки С.М.Лосева «Женя, Женечка и «катюша» по мотивам одноимённого киносценария В. Мотыля и Б. Окуджавы. Спектакль был посвящен 65-летию Великой Победы.

В 2010 году   состоялась премьера спектакля-концерта песни на стихи Евгения Евтушенко «Женя, а Вы знаете...».  В июне этого же года осуществился уникальный совместный проект СТДМ и Евгения Евтушенко. В первом отделении был показан спектакль-концерт «Женя, а Вы знаете...», а во втором состоялась творческая встреча легендарного поэта со старооскольцами. Евгений Александрович высоко оценил свой сценический портрет, созданный Семеном Лосевым, и пригласил труппу СТДМ выступить с этой работой на его дне рождения в Москве 18 июля в Политехническом Музее. Что и было с успехом осуществлено.

О приезде Евгения Евтушенко в Старый Оскол, о гастрольной поездке в Москву, выступлении в Политехническом Музее, о Михаиле Задорнове в приложении – Евг Евтушенко. «Честь  имеем»

Как и прежде, в Старом Осколе и в Риге, Лосев С.М. не прекращает заниматься педагогической деятельностью. В настоящее время он преподаёт актёрское мастерство студентам целевого курса Ярославского государственного театрального института на базе Старооскольского театра для детей и молодёжи, являясь доцентом данного вуза.

За время педагогической деятельности с 70-х и по наши дни в лучших традициях российской театральной школы Лосевым С.М было воспитано восемнадцать поколений актеров и режиссёров.

Лосев СМ. – Согласен с Г.А.Товстоноговым: «Говорить об учениках – нескромно. Это они должны сказать, считают ли меня своим учителем?» Тем не менее, я слежу за их судьбой и радуюсь, когда они, оставаясь верны профессии, добиваются достойных творческих результатов.

Среди его учеников — заслуженные артисты Российской Федерации: Наталья Юрьевна Данилова Заслуженная артистка РСФСР (1991)    (АБДТ им.Г.А.Товстоногова, театр имени Комиссаржевской),

артист театра и кино Андрей Ильин, Заслуженный артист Российской Федерации (1993). Награждён орденом Дружбы (2011).

Наталья Гребёнкина (Московский театр на Покровке), заслуженная артистка России,  Почётное звание присвоено указом президента России № 452 от 24 апреля 2009 года.

Участвовала в радиоспектаклях «Радио России» и передачах канала «Культура».

Фильмография

Аудиокниги

  • «Опаленные войной. Ночь светла. Романс для двух голосов» Зои Чернышёвой — Мария Седова

Признание и награды

  • За роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне» номинирована на премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший дебют»

Режиссёры — заслуженный деятель искусств России (2001 г.) Василий Фёдорович Богомазов.

В Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького Василий Богомазов пришел с богатым опытом постановочной работы на разных сценах российской провинции. Уважая славные традиции одного из старейших отечественных театров, Василий Богомазов создает свой театр, сочетающий искусство сердца и художественной правды с интеллектуальной направленностью. Лучшие из спектаклей выдержали испытание временем и по несколько лет не сходят с афиши театра. Это и «О, Мирандолина!» и «В будущем году, в то же время». А спектакль «Лес» по Островскому стал победителем театрального фестиваля в честь 175-летия драматурга.

Режиссёр и актёр театра и кино Валерий Гришко.

Работал режиссёром-постановщиком в Санкт-Петербургском театре им. В. Ф. Комиссаржевской, главным режиссёром Новосибирского театра «Красный факел».

Главный режиссёр Самарского академического театра драмы им. М.Горького с 2009 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Снимался в фильмах:

Время Синдбада (сериал, 2013) ... Хвостов

Две зимы и три лета (сериал, 2013) ... Степан Ставров

Белый тигр (2012) ... Маршал Жуков

Раскол (сериал, 2011) ... Никон

И др.

Геннадий Рафаилович Тростянецкий, Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1985) — за постановку спектакля «У войны не женское лицо» по книге С. А. Алексиевич. Национальная театральная премия Латвии «Ночь лицедеев» — «Spelmanu nakts» (2001) — за постановку мюзикла «Керри» на музыку Р. Паулса в Рижском театре Русской драмы.

  • Золотая пушкинская медаль к 200-летию А. С. Пушкина (2000) — за вклад в развитие отечественной культуры.
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2000) — спецпремия «За ансамбль актерских индивидуальностей» — спектакль «О, вы, которые любили…» в Пушкинском театральном центре.
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2012) — за постановку спектакля «Время женщин» по роману Е. Чижовой в АБДТ им. Г. А. Товстоногова
  • Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2016) — за лучший спектакль в жанре оперетты/мюзикла — «Белый. Петербург» в Театре Музыкальной Комедии
  • Премия правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства (2016)
  • Международная премия им. Андрея Толубеева (2016)

Неиссякаемая творческая энергия, жажда нового и стремление вперед – это главные характеристики Лосева С.М. и как профессионала, и как человека.

В 2009 году Семен Михайлович Лосев за многолетний самоотверженный труд на благо искусства и за публикацию книги «Георгий Товстоногов репетирует и учит» был награжден Серебряным орденом «Служение искусству» Международной академии культуры и искусства при Союзе театральных деятелей Российской Федерации.

В 2011 году С.М. Лосев награжден почетной грамотой главы администрации Старооскольского городского округа за многолетнюю плодотворную творческую деятельность, большой вклад в развитие театрального искусства на территории Старооскольского городского округа и в связи с 65-летием со дня рождения и выражена благодарность Губернатора Белгородской области за высокий профессионализм, большой вклад в пропаганду театрального искусства в области. В этом же году художественный руководитель театра Семен Лосев стал обладателем Почетной грамоты Министерства культуры Российской Федерации.

С.М. Лосев продолжает ставить новые спектакли на сцене Старооскольского театра для детей и молодежи: «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса (2014г.), «Как мы учимся играть» — спектакль студентов Ярославского государственного театрального института (2014г.), «Прелести измены» и «Идеальная семья» по миниатюрам Валентина Красногорова. (2015г.) «Наполеон.12 мая 1796 год» — Версия легенды в двух действиях. (Навеяна Бернардом Шоу и документами эпохи) (2015г.), «Капли» по одноактным пьесам Виктора Розова (2016г.),  комедию Сомерсета Моэма «Недосягаемая»  (2016 г.)

В марте 2015 года С.М. Лосев награжден почетной грамотой Союза театральных деятелей Российской Федерации. Всероссийское театральное общество. Белгородское региональное отделение за большой вклад в развитие театрального искусства Белгородской области, многолетнюю плодотворную деятельность, активную общественную работу и в связи с 60-летием образования Белгородского регионального отделения СТДРФ.

В 2016 году С.М. Лосев отмечен почетной грамотой Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области за многолетнюю плодотворную творческую деятельность, высокий профессионализм, большой вклад в развитие театрального искусства на территории Старооскольского городского округа и в связи с юбилейной датой со дня рождения и благодарственным письмом главы администрации Старооскольского городского округа  за многолетний труд, большой вклад в формирование культурной среды Старооскольского городского округа и в связи с 70-летием со дня рождения.

23 октября 2016 года художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодежи отметил свой юбилей. В Центре культуры и искусств зрители увидели «Спектакли, которые мы потеряли». Это ностальгическое представление, сложенное из отрывков постановок, которые в связи с многолетним ремонтом выпали из репертуара театра.

30 августа 2017 года Семен Лосев поставил трагедию Алексея Константиновича Толстого «Царь Феодор Иоаннович».

За время своей творческой деятельности Семен Михайлович Лосев поставил более ста пятидесяти спектаклей.

 

Художественному руководителю

Старооскольского театра для детей и молодежи

С.М.Лосеву

 

Уважаемый Семен Михайлович!

Сегодня у Вас юбилей и Ваши коллеги, родные, друзья, поздравляют Вас — замечательного режиссера и руководителя театра, и я с радостью присоединяюсь ко всем самым добрым и теплым пожеланиям, которые звучат в Ваш адрес.

Вас знают и любят в Белгородской области поклонники театрального искусства всех поколений, Ваше творчество известно людям и для них каждый спектакль театра – это культурное событие, яркий праздник и встречи с истинным искусством.

Вас любят артисты театра, для которых Вы непререкаемый авторитет, человек, которому доверяют и верят беспрекословно.

Вы и сами в своей жизни остаетесь верны идеалу творчества, которым был для Вас Г.А.Товстоногов. И Ваша книга об уникальном режиссере – это прекрасная возможность окунуться в атмосферу «золотого» времени БДТ для  поклонников театра и для всех тех людей, кто готов посвятить себя режиссуре.

Дорогой Семен Михайлович! Ваши спектакли остались в памяти зрителей Севастополя, Риги, Свердловска. Уже 15 лет Вы служите в Старооскольском театре для детей и молодежи, и во многом благодаря Вам театр обрел новую жизнь, «заиграл» по-новому, но по-прежнему его любят зрители, ждут новых встреч с Вашими спектаклями.

А еще, Вы прекрасный педагог, воспитавший целую плеяду замечательно талантливых артистов.

Я желаю Вам успешного воплощения всех Ваших замыслов и идей.

Пусть никакие трудности не омрачают Вашу жизнь, а будет как можно больше радости и счастья творчества!

Пусть все у Вас складывается так, как Вы сами того желаете!

Всего Вам самого-самого доброго.

 

Искренне Ваш,          Александр Калягин

 

Как это было. Запись беседы