Борис Львович Васильев (1924 – 2013) — русский советский писатель, сценарист. Участник Великой Отечественной войны. Лауреат Государственной премии СССР (1975), премии Ленинского комсомола (1975), премии Президента Российской Федерации (2000).
Автор всемирно известных книг «А зори здесь тихие...» (1969), «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984).
Сценарист фильмов «Аты-баты, шли солдаты» и «Офицеры» (Помните? – «Есть такая профессия – Родину защищать»).
В своих произведениях Борис Васильев не старался щадить своего читателя: концовки его книг были в основном трагичны.
Вот позиция писателя, его кредо. «Искусство должно будить мысли, а не убаюкивать их». «От России не убежишь. «Из» — можно, «от» — не получается».
Повесть «Вы чьё, старичьё» написана давно, через год после Олимпиады, в 1981 году. Но проблемы, в которые погружает нас автор, актуальны и сегодня.
Справедливо говорят, что об обществе судят по его отношению к детям и старикам.
В этой повести речь о стариках.
Васильевский стиль – это пронзительность темы, трагичность сюжета в оболочке особого свойственного ему юмора. Отсюда жанр – трагикомедия.
Борис Васильев «Вы чьё, старичьё?»
Трагикомедия в двух действиях
Инсценировка и постановка – Семен Лосев
Сценография – Татьяна Сопина
Костюмы – Ольга Афанасьева
Аранжировки народной песни - Антон Дегтяренко
Хормейстер – Лилия Козлова
Ассистент режиссера — Лариса Гурьянова
Свет — Андрей Горшков, Александр Селютин
Действующие лица и исполнители:
Глушков Касьян Нефедович – Павел Ивойлов.
Зинаида, невестка Глушкова, вдова (она же во снах Первая баба, Колхозница, Заседатель в суде) – Марина Карцева.
Сидоренко Павел Егорович (Багорыч) – Дмитрий Горбовский.
Арнольд Ермилович, сосед Зинаиды (он же во снах Отец Поликарп, Уполномоченный, Прокурор) – Сергей Скоков.
Жена Арнольда (она же во снах Вторая баба, Колхозница, Заседатель в суде – Екатерина Алексеева.
Валентина, внучка Багорыча, (она же во снах Молодка, Колхозница, Судья) – Анна Величкина, Татьяна Соловей.
Андрей (он же во снах Большевик, Середняк, Адвокат) – Евгений Черноусов.
Лидия Павловна, продавщица (она же во снах Третья баба, Колхозница, Истица в суде) – Ольга Кузнецова.
Валериан, милиционер (он же во снах Староста, Председатель сельсовета, Пантелеймон) – Алексей Белан.
Вера, почтальон (она же во снах Активистка) – Наталия Симкович.
Гость с Кавказа (он же во снах Мужик, Колхозник, Зритель в суде) – Антон Ласкин.
1-й выпивоха (он же во снах Солдат 1, Колхозник, Охрана в суде) – Андрей Костиков.
2-й выпивоха (он же во снах Солдат 2, Колхозник, Охрана в суде) – Павел Горбунов, Алексей Морев.
Юноша (он же во снах Деревенский мальчишка, Колхозник, Зритель в суде) – Максим Кожевников, Андрей Тибекин.
Девушка (она же во снах Деревенская девчонка, Колхозница, Зрительница на суде) – Анастасия Власова, Людмила Гетманова.
Премьера спектакля –22 сентября 2023 г.
Спектакль ведут: Ася Сухомлинова,
Кристина Вершинина
Продолжительность спектакля – 2 часа 20 минут с антрактом.
Статья театрального и литературного критика, писателя, главного редактора театрального журнала «Страстной бульвар, 10», кандидата филологических наук Натальи Давидовны Старосельской о спектакле нашего театра Б.Васильев «Вы чьё, старичьё?» на фестивале «Интонация III» 2024 год:
«Перед спектаклем Старооскольского театра для детей и молодежи имен Б.И.Равенских «Вы чьё, старичьё?» Бориса Васильева в постановке известного режиссера Семена Лосева, возглавляющего коллектив, артистка труппы Марина Федорищева провела авторскую экскурсию,показав гостям «нутро» удивительно красивого, прекрасно оснащенного старинного здания, возвышающегося на холме. В этом памятнике истории и архитектуры, построенном в 1900 году, располагалось Духовное училище, а ныне живет театр, одаривающий многочисленных зрителей духовностью подлинного искусства.
Семен Лосев еще в 1985 году сделал инсценировку и поставил спектакль в Рижском театре, где тогда работал. Сегодня он обдуманно и справедливо решил вернуться к не самой популярной ныне, скорее, забытой и вовсе незнакомой молодым прозе Бориса Васильева, в которой еще отчетливее зазвучала трагическая тема никому не нужных людей старшего поколения.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что отношение к этим людям становится все более циничным в последние годы во всех смыслах понятия. И рассказать об этом сегодня заполняющей зал молодежи — значит, может быть, верить: хотя бы часть задумается над тем, как ощущают себя в жизненном пространстве люди, выброшенные из реальности. Сложный и нужный спектакль Семена Лосева говорит об этом во всеуслышание. А потому, вероятно, судить о нем «по горячим следам» очень трудно — он долго раскрывается в осознании спустя дни и недели. Иначе, наверное, и быть не могло: верный ученик Георгия Александровича Товстоногова, Семен Лосев с помощью точнейшего разбора характеров п ситуаций умеет мгновенную зрительскую реакцию обратить в процесс длительного погружения. Так, не сразу втянувшись в действие, постепенно, медленно осознается всё, что происходило на наших глазах, и — постигаешь неумолимую логику всех без исключения событий.
В этом режиссер точно следует автору: он не щадит зрителя, как не щадил читателя писатель.
Борис Васильев создал образ созерцателя, схожего и в то же время отличного от того, каким был его Егор Полушкин в «Не стреляйте в белых лебедей». Касьяна Нефедовича, героя «Вы чьё, старичьё?», роднит с Полушкиным нетребовательность к жизненным благам, наивность, приятие всех и всего. II подобные черты личности находят объяснение в словах писателя из интервью обозревателю газеты «Известия» Вите Рамм: «В правнуках умирают прадеды... Это не я так решил, жизнь так решает... Нормальная смена поколений». Эти слова были сказаны накануне 85-летня Васильева. Прошло с той поры четверть века. Проблема не исчезла, только обострилась до предела...
Касьян Глушков (Павел Ивойлов) и Павел Сидоренко (Дмитрий Горбовский), главные герои спектакля, в сущности, не нужны никому из немногочисленных родственников: Глушков лишь однажды встречался с невесткой Зинаидой (Марина Карцева), никогда не видел внука. Сын погиб, связь оборвалась, но именно к ним, совершенно незнакомым людям, решает он поехать, распродав небогатое деревенское хозяйство после смерти жены. И не задается вопросом: нужен ли он там, в городе? Схожая история и у Сидоренко, который живет с внучкой Валентиной (Анна Величкина), мешая ей наладить личную жизнь, и ее заботы о нем носят формальный равнодушный характер.
Встреча стариков — поистине событийна. Они не просто нашли друг друга в огромном, равнодушном и непонятном им мире, а пробудили нечто очень важное в душе Валентины, тем самым чуть-чуть исправив этот мир, в котором им встретилось много самых разных людей, но не нашлось тех, кто бы понял, принял, помог...
И хотя финал спектакля раздумчиво-печален и в нем вновь появится начальный образ из снов о далеком времени, когда приговаривали к казни и набрасывая петлю на шею «несогласных», понимаешь, что петля так или иначе готова затянуть узел во все времена. Мне вспомнилась очень давняя рецензия на прозу Бориса Васильева, в которой говорилось: «По таким вот книгам воспитывать бы подрастающее поколение, чтобы понимали, как может быть одиноко и холодно старому человеку. Это потрясающая глубокая повесть, как и всё творчество Бориса Васильева!» Спектакль Семена Лосева подтвердил это и был удостоен диплома «За возвращение советской классики на сцену», а Павел Ивойлов и Дмитрий Горбовский награждены за актерский дуэт»