Присвоение СТДМ имени Б.И.Равенских – это Честь.
Что, на мой взгляд, сегодня происходит во многих театрах страны? Театры стремительно теряют лица. Становятся похожими друг на друга. Их репертуар не отличается от других театров. Они не имеют своего индивидуального пути, направления, компаса. Путеводной звезды. А иногда и фундамента. Такие театры не берегут живых традиций, такие театры легко пошатнуть, даже переформатировать, скажем, в антрепризные, не требующие ничего, кроме здания и площадки, ориентированные исключительно на коммерческий успех.Поэтому особенно важно и почётно присвоение нашему театру имени Художника, юность которого, формирование мировоззрения прошло на нашей земле.
Старооскольская земля зародила в нём будущий Масштаб Личности. Мало кому удаётся прожить в профессии так честно и достойно, как прожил он. Даже в годы жесточайшей цензуры, непримиримый к конъюнктуре, несговорчивый, неподвластный, он оставался честным в творчестве! Выкладываясь и сгорая, ставя каждый спектакль, как последний.
Начиналось всё с поручения. Поручения почти безнадёжного. В год смерти Сталина Борису Равенских было предложено, а по сути, приказано поставить сказку про замечательную колхозную жизнь. Отказаться нельзя. Поставить – обречь себя на провал. Но его Учитель, уже расстрелянный к тому времени, Всеволод Мейерхольд, научил его самому важному качеству режиссёра – умению Сочинять. Сам Мейерхольд – и в этом уверены все его ученики – мог сочинить спектакль и из телефонной книги. И вот Борис Равенских в 53-м году сочинил музыкальный спектакль, в котором пророчески появился свет надежды на лучшую жизнь. «На крылечке твоём каждый вечер вдвоём… Знаменитая «Свадьба с приданым», фильм-спектакль, который вот уже 63 года раз в сезон обязательно показывается по телевидению. А актриса, исполнившая там в 53-м году главную роль, народная артистка Советского Союза Вера Кузьминична Васильева, и сегодня играющая в Москве в театре Сатиры, совсем недавно подписала наше совместное ходатайство Старооскольскому Совету Депутатов о присвоении имени её любимого режиссёра Театру для Детей и Молодёжи. Меня часто спрашивают: «А что даст присвоение имени Равенских театру?» Иногда прибавляют: «Какие материальные блага?» Отвечаю: «Никаких материальных благ, ничего, кроме чувства ответственности перед высотой критериев гениального Художника».Моё формирование, как режиссёра, было в 60-ые, 70-ые годы. А в это время был ПРОРЫВ! Прорыв пяти великих режиссёров, поднявших советский театр на мировую высоту. Я перечислю эти фамилии, потому считаю их своими Учителями. Г.А.Товстоногов, О.Н.Ефремов, А.В.Эфрос, Ю.П.Любимов, Б.И.Равенских. Вот спектакли Бориса Ивановича, которые, будучи студентом и педагогом, я видел в Москве: Н.Островский «Драматическая песня», И. Голосовский «Алый камень», Б. Васильев «Самый последний день», Л.Андреев «Дни нашей жизни», Лев Толстой «Власть тьмы», Алексей Толстой «Царь Феодор Иоанович», И. Друце «Возвращение на круги своя» Предполагаемый вопрос: Эпоха Равенских и наша эпоха. Они же разные! Что означает присвоение его имени театру? Ведь не будет же Старооскольский театр копировать его спектакли? Даже если удастся поставить «Царь Феодор Иоанович» — это уже будет совершенно другой спектакль! Та эпоха и наша эпоха, что их роднит? Ответ: Постановки Б.И. Равенских – и по произведениям классики, и современной драматургии обладали тем, что сейчас уходит из театра. Сверхзадачей! Причём такой силы, которая вызывала потрясение и оставалась в памяти на долгие годы. Борис Иванович говорил: «Надо ставить такие спектакли, после которых зрители долгое время ни о чём ином, кроме полученных впечатлений, думать не могли».
И ещё:
— Режиссёр должен думать, очень внимательно думать. Каково место Родины на нашей планете? Судьба нашей Родины? Судьба народа. Понимать, что к нему ежедневно приходят 1000 зрителей в театр. Он влияет на интеллект зрителя, на душу, на сердце. На духовное воспитание его.
И добавлял: «Театр отвечает за здоровье нации».
Вот высота планки, которую он поставил перед собой.Может ли наш театр в настоящее время взять эту высоту? Откровенно говоря: «Очень сложно, но надо пытаться, каждой новой работой, выбором, замыслом, воплощением, иначе уйдёт, исчезнет смысл творчества». Да, изменилась эпоха, пришло новое поколение зрителей, которым неизвестно, что театр Равенских был Властителем Дум, сместились критерии, отличающие подлинность от подделок, и драматический психологический репертуарный театр катарсиса уступает место театру развлечений, зрелищ, что само по себе и неплохо, если при этом не теряется влияние на интеллект, душу и сердце зрителей. И всё-таки имя Б.И.Равенских даёт защиту в сохранении репертуарного театра! Защиту миссии театра, в котором нравственность, человеческое достоинство, как и в эпоху Б.И.Равенских, играют главную роль!
Художественный руководитель театра С.М.Лосев