Сезон открыл «Последний срок»

Всё-таки «Последний срок» определённо нужно смотреть на малой сцене. Когда контакт с актёрами почти тактилен, а в завершении спектакля ты видишь слёзы, усталость, напряжение. Всё это, пожалуй, и зовётся русской психологической театральной школой.

С закрытием большой сцены на неопределённый срок легендарный спектакль по повести Валентина Распутина «Последний срок» на долгое время «выпал» из репертуара Старооскольского театра для детей и молодёжи. Важный, быть может, переломный в судьбе режиссёра и труппы театра в целом, он не то чтобы был забыт. Просто отодвинут в сторону в ожидании открытия большой сцены после ремонта. Но прошло уже несколько месяцев, а сцена всё ещё не готова. А зритель хочет покупать билеты именно на эту постановку, приходить в театр и духовно насыщаться. Ведь именно во имя ментального, духовного насыщения актерёми и режиссёром создавался «Последний срок». 15 сентября спектакль возобновили  на малой верхней сцене. Режиссёр Семён Лосев принял решение открыть постановкой 18-й театральный сезон. Малая сцена вместила маленькую деревянную избу с образами, баню с берёзовыми вениками, а так же большую и очень сложную семью умирающей старухи Анны. Отбита телеграмма - так, мол, и так, мать отходит с миром. У смертного одра с немым укором на старушку смотрят четверо. Нет только младшей дочери Танчоры. Значит всё-таки ещё не время. Дети хором решат - старуха чудит, притворяется. На деле же события складываются именно так, как и должны, безжалостно выхватывая и укрупняя привычки,  характеры, отношения Михаила, Ильи, Варвары и Людмилы.

Зритель наблюдает за происходящим со стороны. Но отчего-то с каждым новым «витком» разворачивающихся событий глаза увлажняются, а к горлу подкатывает комок. Сцены деревенской жизни, описанные много лет назад Распутиным, перекликаются с тем, что происходит и в твоей жизни. Отцы и дети, братья и сёстры - такой же вечный, как и сама жизнь конфликт. А ещё попытка заставить нас посмотреть на родственные, кровные взаимоотношения со стороны. Разобраться, как совесть человека соотносится с тем, что он делает на этой земле.

«У каждого репертуарного театра есть свои темы», - и эти слова, произнесённые Семёном Лосевым после возобновления спектакля не случайны, он объясняет зрителю стилистические приоритеты СТДМ. Словом, театр и его зрителя ждут серьёзные мировоззренческие изменения. И если государство фактически открестилось менять что-то в душах и умах, то творческая интеллигенция, люди искусства готовы на это пойти. И труппа СТДМ уже немало сделала для того, чтобы наши помыслы стали чище, поступке честнее и добрее. На открытии 18-го театрального сезона в Старооскольском театре присутствовал известный театральный критик, дочь Олега Ефремова - Анастасия.

— Я очень завидую вам, зрителям Старооскольского театра для детей и молодёжи, — призналась она после спектакля. — В Москве такого увидеть невозможно, потому что столица уже не может позволить себе жизни без фальши, без мата и голой натуры поговорить о незыблемых в этой жизни вещах. Очень много важного нам уже сказал, и уверена, ещё скажет этот спектакль и замечательный театр.

Сказать о важном, быть услышанным благодаря нужной тональности, сочетанием трагичного и комичного. Приятно осознавать, что режиссёр СТДМ умеет подобрать, а труппа исполнить выбранный материал. Осторожно забраться в наши души и всё грязное в них дочиста отмыть. 

Оксана Черных
«Электросталь»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *