Валерий Золотухин... До этого только по телевизору. А сегодня в жизни. В наших географических широтах. Улыбается. Отвечает на вопросы. Время близится к полуночи. За окном - летняя гроза, а в здании театра, где проходит беседа, периодически отключается свет. В отличие от испуганно ахающих с каждым раскатом грома журналисток актёр спокоен словно Будда. По глазам едва читается усталость. Но стоически улыбаясь, он подписывает фотографии, отвечает на вопросы. О совместном проекте Старооскольского театра для детей и молодёжи и руководителя театра на Таганке выясняется в последний момент. Встреча с легендой - событие уникальное. Да и что греха таить, возможность личного общения с Валерием Золотухиным представлялась мне моментом просветления...
14 июня. На сцене «Горняка» давали «Женя, а вы знаете...» Молодые актёры играли тонко и пронзительно. Купались в своей стихии. Старались... «Жаль, только не на родной сцене», - сокрушался потом народный актёр РСФСР Валерий Золотухин. Оказалось, что несколькими часами ранее Валерий Сергеевич внимательно осмотрел здание театра. Узнал о болевых «точках» труппы. Как и подобает публичному человеку, не смолчал. Объявил в полный зрительный зал: «Театр - это эполеты губернатора, а спектакль «Женя, а вы знаете» - культурная акция, на которую местные власти должны были ответить ремонтом большой сцены театра. Если полтора года она закрыта - это очевидный сигнал не благополучия...» Это резюме прозвучало, словно приговор. К счастью, речь тут шла о финансовой нужде. С творчеством, по мнению Валерия Золотухина, у СТДМ как раз всё складывается. Подтверждением сказанного стало предложение режиссёру Семёну Лосеву поставить на сцене Таганки спектакль по поэме Евгения Евтушенко «Голубь в Сантьяго». Почему именно Лосеву? Валерий Сергеевич пояснил - это требование Евтушенко. Поэт уверен: поставить поэтический спектакль лучше Лосева в России никому не под силу.
— Что из этого выйдет? — спросил у зала Золотухи и сам поспешил предположить. — Это интересно. Да и к тому же Таганка всегда была чрезвычайно близка к поэзии: Вознесенский, Евтушенко, Пушкин, Есенин, Маяковский. Три года назад Юрий Любимов поставил спектакль по стихам поэтов Серебряного века. Одним словом, тема нам близка...
То, что он с поэзией на «ты», Золотухин доказал в рамках бенефиса. Со сцены прозвучали строки из Вагантов «Когда б я был царем царей...», стихи Высоцкого, Евтушенко. Поэзия перемежалась с музыкой. Под несмолкающие аплодисменты Золотухин пропел частушки из спектакля «Живой» по повести Бориса Можаева. На старооскольской сцене актёр держался гармонично и с удовольствием принимал в свой адрес возгласы и аплодисменты. Правда, иногда ему приходилось твёрдым жестом приостанавливать поспешную реакцию зрительного зала. Например, в момент чтения своего рассказа «Как скажу, так и было, или этюд о беглой гласной», написанного к спектаклю «Владимир Высоцкий». Друг оплакивал друга. Публицист - поэта. Актёр вспоминал эпоху. Возможно, другого себя... Грусть разбавляли забавные истории из актёрской жизни. Демонстрируя творческий диапазон, Золотухин неприкрыто юродствовал и, казалось бы, совсем не в подходящем жанре. В композиции на стихи Игоря Северянина. Историю про алмазную пену много лет назад спел Александр Вертинский. Ремейк под стать оригиналу вышел нестандартным. Завершился бенефис композицией из «12 стульев». «В это время много знаменитых киногероев пели моим голосом», - признался выпускник музыкального отделения ГИТИСа, а после исполнил танго Остапа к мадам Грицацуевой. И тут же покинул сцену...
Впрочем, восторженные возгласы, аплодирующий стоя зрительный зал всёже заставили Валерия Сергеевича вернуться. Поклонницы подарили актёру цветы и связку ароматной земляники. Актёр лучисто улыбался и очевидно был доволен атмосферой встречи, которая для некоторых журналистов закончится только к полуночи под грозовые раскаты и шум дождя.
В кабинете режиссёра Старооскольского театра Золотухина расспрашивали: как ему местная публика, местная актёрская труппа?
— Когда я вижу хороший театр, я расцениваю это, как личный праздник. Но просто любить театр мало, эту любовь необходимо доказывать делом. И вот в Старом Осколе молодые таланты это делают. В спектакле «Женя, а вы знаете...» я увидел пластику, поэзию, музыку. Здорово! Современный театр — нагромождение сложных конструкций, формы, сексуальной информации, ритма и полное отсутствие сердечности. А в вашем театре умеют делать с любовью. А это такое дорогое качество на сцене. Так что спасибо, Семен Михаилович, — обратился актёр к режиссеру Лосеву. — Ну, а зритель, — продолжил гость, — в провинции чувствительнее и сердечнее. Надо понимать, что ни одно искусство — кинематограф или телевидение — ни на йоту не приближается по своему воздействию на зрителя. Театр — это живое. Это химическая реакция между сценой и залом. Вот Юрий Любимов хотел, чтобы его спектакли были сняты на плёнку, но вместе с тем понимал, что разрушение неизбежно. На плёнке был не театр, а нечто среднее. Такие театры, как ваш, способны исправить социальное напряжение, противоречия. Но для начала всё-таки необходимо заняться ремонтом сцены. Я понимаю — бюджет, здравоохранение и прочие вопросы. Знаю, как это всё сложно, потому что сам строил театр в Барнауле, и только моё обращение к председателю Правительства сдвинуло дело с мёртвой точки. Передал письмо, и Владимир Путин откликнулся.
Из беседы выяснилось, что актёр с интересом принимает предложения сотрудничества. Так, в творческом тандеме с панк группой E.S.T. была записана композиция «Маша-Маша». Золотухин пояснил:
— Я с удовольствием принимаю рискованные предложения. Потому что хочется пробовать, экспериментировать. Не хочется стареть. Мне всегда хочется знать, чем живут молодые люди, помочь им выжить в этом непростом мире...
В завершении встречи мы попросили актёра пожелать что-нибудь всем нам, старооскольцам. После небольшой паузы он произнёс:
— Я могу только одно сказать: храни вас Господь. Помните, человека сохраняет любовь и доброта. Мы ведь все ужасно приучены к тому, что ищем причину наших бед в других людях. Но поверьте, путь к самосовершенствованию лежит в самоукорении. Никогда не ищи вину в партнёре. Ищи вину в себе. Не до самоедства конечно, но поверьте, только в этом случае будет шанс дальнейшего, успешного движения вперёд...
Оксана Черных 20 июня 2012