Для театра солидный возраст. Юбилейный.
Рождённый в Севастополе Виктором и Людмилой Оршанскими, с их энергией организаторов студийной атмосферы, азартом, чутьём специфики детского театра, коллектив 15 лет назад приехал на гастроли в Старый Оскол и, по любезному приглашению администрации города, остался здесь насовсем. Нелегко дался этот переезд. Часть труппы осталась в Севастополе, пережила трудные времена отчаянья, становления, но сейчас впервые на Украине получила статус Академического Молодёжного театра, а руководитель Людмила Оршанская недавно стала заслуженным деятелем искусств Украины.
Старооскольская часть труппы за прошедшие годы не просто устояла, окрепла и выдержала испытания временем, но и воспитала при помощи Ярославского государственного театрального института несколько поколений учеников. И самозабвенно репетировала и выпускала спектакли, искала свою афишу, своё лицо, своего зрителя.
Легко создавать театр там, где сильны театральные традиции. Но как это сделать там, где их не было? Как вырастить любителей театра, не потеряв их доверия, не разочаровав? Какой создать репертуар? На лучших образцах драматургии? Или на том, что актуально сегодня? Или ограничив себя нынешними возможностями актёрского состава? Или помнить, что у Молодёжного театра несмотря ни на что особая миссия: соединить все зрительские поколения?
С какого возраста можно посещать сказочное представление в драматическом театре? Психология творчества настаивает: не ранее шести лет. А тем, кто ещё не достиг шести? Кукольный театр. Но если его в городе нет?
Как сделать так, чтобы первая встреча с театром, в каком бы возрасте она не состоялась, пробудила бы непременное желание прийти сюда ещё и ещё раз? И далее на всю оставшуюся жизнь?..
Как победить бытующее мнение социологов, что в любом городе 85% населения не только не ходит в театр, а даже не знает о его существовании? Как сделать так, чтобы в нашем городе 85% жителей без какого-либо принуждения, а по возникшей традиции, толпились у театра и считали за счастье достать лишний билетик?
Как приспособить помещение Дома Культуры не к театру одного спектакля, где по американской системе он идёт до тех пор, пока есть рыночный спрос? Приспособить не к заезжим гастролёрам, сыгравшим спектакль и покинувшим наш город? Как превратить бывший ДК в помещение репертуарного театра — уникальное российское завоевание XX столетия? С труппой, являющейся коллективной художественной индивидуальностью — ансамблем, с афишей в 30 спектаклей, с необъятным количеством декораций, бутафории, реквизита, костюмов?
Как оснастить сцену современным профессиональным оборудованием, не нарушая ни закона об охране труда, ни правил пожарной безопасности?
Вопросов много. Но на один из них можно ответить определённо!
Пожалуй, самое главное завоевание за эти 15 лет, как не искажено сегодня это понятие, — Патриотизм! Да, любовь к городу, к его жителям, тем, кто семь раз в неделю всё чаще с аншлагами заполняет зрительный зал, кто создаёт своей реакцией атмосферу истинных любителей не провинциального, а столичного театра.
И ещё о завоевании. Невозможно строить театр, не зная его истории.
Российский театр, в том числе и мы, живём в модели, которая была изобретена в 1898 году при создании Московского художественного театра Станиславским и Немировичем-Данченко. Надо сказать, что Станиславский трижды объявлял о том, что МХТ умер.Через 8 лет после создания, через 15 и через 20. Немирович-Данченко предупреждал о глубоком кризисе любого театра через 15 лет.Причин много. Главная? Есть такое понятие «усталость материала». Устаёт не модернизированная сцена. Устаёт играть молодых повзрослевшая труппа. Выход? Внедрять в оснащение сцены и зала новые достижения техники. И каждые пять лет необходим приток свежих сил.
В нашем театре уже три года идёт обучение студентов. Сезон 2010—2011 выпускной. Но уже год студенты Ярославского института играют дипломные спектакли. Кто-то может спросить: «Не рано ли?»
Вот что о студентах, актёрах и об уровне нашего театра говорит в теле-интервью доцент ЯГТИ Андрей Владимирович Зубков: «Я хочу поздравить Старый Оскол с тем, что здесь родилась, на мой взгляд, замечательная труппа. Это не только здание, не только талантливый режиссёр, сейчас можно говорить о том, что родилась труппа, которая может быть интересна всему театральному миру. Почему? Потому что здесь есть самое главное, чего не хватает в столичных театрах. Это очень редко можно встретить сейчас. Это настоящее. Это не форма, а в первую очередь задевающее душу содержание, а потом уже от содержания идёт форма. И я с этим поздравляю Старый Оскол.
Очень приятно было бы, если люди, от которых зависит материальное благополучие этого театра, обратили бы взоры на него, потому что мне кажется, что это одно из достояний этого города. Я завидую. К сожалению, у нас в Ярославле этого нет.
Вот сейчас мы посмотрели спектакль по рассказам Василия Шукшина «Приезжие». Проблема, которую Семён Михайлович пытался поднять вместе с актёрами и студентами в этом спектакле: «кто же мы на этой земле — здешние или приезжие»? Вот у ребят эта «бацилла» засела, они думают о том, что они здешние, а не приезжие. И я очень рад, что в Старом Осколе появился такой режиссёр, такой театр, который не «приезжие», который «здешние». Это большая радость для города».
А вот впечатления проректора ЯГТИ, профессора Ирины Викторовны Азеевой:
«Студенты находятся на экваторе своего профессионального обучения. «Три сестры» и другие спектакли, которые мы видели, говорят о том, что вашему городу в очередной раз повезло. Ему уже в третий раз везёт, потому что это третий выпуск наших ребят. Они все очень разные. Эти ребята другие, они сегодняшние. И Чехова чувствуют, и живут в Чехове, как это чувствует сегодняшний человек. Это очень интересно, и я думаю, впереди у них ещё много интересных работ. Поздравляю город с такими молодыми актёрами».
К сожалению, почти все студенты прошлого выпуска 2005 года уехали в Москву за заработком. Мизерные зарплаты не соответствовали объёму работы. Хорошо обученные здесь, они стремились попасть в лучшие столичные театры. И ещё потому, что считали: у театра в Старом Осколе нет будущего. Театр городу не нужен.
В настоящее время положение резко изменилось. Работая над высокой драматургией, театр создал Художественный репертуар, где сбалансированы спектакли для детей, подростков и взрослых. За последние три года не сорвано ни одно представление, планомерно, ритмично идут выпуски новых спектаклей, в несколько раз увеличилась зрительская посещаемость.
О чём мечтается? О том, чтобы это так любовно выращенное нами поколение студентов слилось с мастерами коллектива, чтобы это поколение не стремилось ни в Москву, ни Санкт-Петербург. Наоборот, из Москвы, да и из других театральных городов изыскивали возможность работать у нас.
И последнее.
Мы прекрасно понимаем, что любой репертуарный периферийный театр находится на дотации муниципалитета. И от возможностей и отношения властей города к театру зависят перспективы его развития. Но бюджет муниципалитета не безграничен. Нужна государственная программа. Необходимо, наконец, принять так долго обсуждаемый закон о театре.
«Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что театральное искусство должно поддерживаться государством. Такое мнение он высказал в ходе встречи с российскими и зарубежными театральными деятелями в Таганроге, куда он приехал на празднование 150-летия Чехова. Президент привел и такие цифры: в России сегодня — около 600 репертуарных театров, в них каждый год идет около 130 спектаклей, которые посещают 30 миллионов человек. «Если две последние цифры — не лукавство, то это очень хорошие цифры». Президент подчеркнул, что нужно грамотно выстраивать политику по поддержке театров, в том числе и финансовую», — сообщает ИТАР-ТАСС.
Будем надеяться!
Художественный руководитель СТДМ Семён Лосев