Мне 23 — Песни прошлых лет. Большая руда №40. Октябрь 2014 года

Звучание прошлого

 

8 октября в Центре культуры и искусств для пенсионеров и работников Стойленского ГОКа состоялся тематический  вечер, посвященный Дню пожилых людей. В программе мероприятия был представлен спектакль Старооскольского театра для детей и молодежи «Мне – 23! Песни прошлых лет».

 

Администрация и профсоюзный комитет комбината традиционно в течение всего года организует праздничные мероприятия для  работников и ветеранов нашего предприятия. Ветеранам предприятия регулярно предоставляется материальная помощь к основным государственным праздникам, а наиболее нуждающимся комбинат оказывает дополнительную финансовую поддержку. Все пенсионеры СГОКа  обеспечены  бесплатной подпиской на  корпоративную газету «Большая руда». На протяжении многих лет  для работников и ветеранов  труда  проводится экскурсии по святым местам и историческим достопримечательностям. Поддержка пенсионеров является важным направлением социальной  политики Стойленкского ГОКа.

 

Спектакль «Мне – 23! Песни прошлых лет», являющийся частью репертуара СТДМ, как будто специально поставлен для минувшего праздника. Судите сами:  в программе звучат такие хиты 60-70-80-х, как: «Человек из дома вышел», «Голубая тайга», «Лучший город земли», «А любовь жива...», «Эти глаза напротив», «Под музыку Вивальди», «Журавль по небу летит», «Ходят кони», «Идет солдат по городу», «От героев былых времен»,  «Как молоды мы были», «Спасибо, жизнь!» и другие

По окончании спектакля мы пообщались с его главным действующим лицом – актером старооскольского театра, лауреатом премии имени М.С.Щепкина в области театрального искусства за лучшую актерскую работу театрального сезона 2013—2014 гг, присужденной ему как раз за эту постановку, — Сергеем Скоковым.

— Сергей, насколько мне известно, спектакль идет уже четвертый сезон и изначально назывался «Мне – 20!». Какова история его возникновения?

— За четыре месяца до своего 20-летия у меня родилась идея сделать творческий вечер: попеть песни, почитать стихи, но чтобы это имело какой-то вид, нужно было объединить это все одной темой. Я очень люблю поэзию 60-70-х годов, отсюда и начал «плясать». С музыкой выбранной мною эпохи, я, если честно был знаком не очень хорошо, тем интереснее было работать. Нужно было с чего-то начать. Нашел три песни, которые мне очень понравились и решил их исполнить. Эту «безумную» идею поддержала концертмейстер нашего театра Лилия Козлова. Начали работать совместно, после первых трех были найдены еще пять песен, затем еще и еще. Мы «загорелись», нас было не остановить! Репетируя почти каждый день, я узнавал все больше новых имен великих композиторов, певцов, поэтов.  В итоге мы собрали в программу 15 песен и 7 стихотворений, дело оставалось «за малым» —  подойти к художественному руководителю театра Семену Михайловичу Лосеву и попросить посмотреть все это «безобразие». За неделю до дня рождения это свершилось. Семен Михайлович посмотрел и сказал: «Можно! Только играть вы будете на своего зрителя (то есть для друзей, родственников, коллег) и в малом зале». Моему счастью и радости не было предела! В 20 лет творческий вечер — это просто мечта! Он состоялся 10 июня 2011 года на верхней малой сцене театра. Выступать перед своими всегда тяжелее, чем перед зрителем – наши смотрят строго. Короче, было тяжело и страшно, но все закончилось –  и мы это сделали! По окончании состоялся небольшой банкет, на котором Семен Михайлович вручил мне томик стихов А.С.Пушкина и сказал «Сережа, жадный до жизни, живет быстро, продолжайте в том же духе!» Эти слова я до сих пор помню, они же записаны в подаренной им книге. Семен Михайлович, еще как-то обмолвился, что может быть когда-нибудь это можно будет показать на зрителя. На следующее утро все пошло, как и прежде, творческий вечер мелькнул и остался в прошлом как прекрасный сон. Скоро мы ушли в отпуск, осенью вышли на работу, а в один сентябрьский день ко мне подошел Семен Михайлович и спросил: «Смогу ли спеть на зрителя, готовы ли мы, сколько времени нам с Лилей надо, чтобы все вспомнить?» Время поджимало, вот-вот должен был выйти репертуар на октябрь, а нам необходимо было сыграть именно в октябре! Мы успели.  Название «Мне – 20! Песни прошлых лет»  и так называемый «закон» спектакля, замысел (20 лет -20 песен) придумал Семен Михайлович.

— Репертуар в «Мне — 20!» был примерно такой же, что и сегодня, или претерпел какие-то изменения? Как он формировался изначально?

— Песни обязательно должны периодически меняться, поэтому каждый спектакль по-своему оригинален, на каждом спектакле я обычно пою премьерную песню, которая никогда ранее не звучала с нашей сцены. С каждым годом название будет меняться в соответствии с моим возрастом, ну и песни будут прибавляться. На данный момент мне 23 и песен в каждой постановке — 23. Всего же в репертуаре их около 35: что-то поем постоянно каждый концерт, что-то меняем.  Часто бывает, берем песню, а она не идет, не могу, не чувствую, не понимаю – откладываем или вообще бросаем, берем что-то другое. Поющий актер отличается от певца или исполнителя тем, что каждую песню нужно прожить, пропустить через себя, донести до зала. Когда у меня бегут мурашки по телу от этой музыки и от этих стихов, я должен добиться, чтобы в зале происходило тоже самое, должен произойти эмоциональный обмен со зрителем, это взаимопонимание, отдача, ради которых я и выхожу на сцену.

— Какие песни, на ваш взгляд, вам наиболее удаются? Есть ли любимые? Откуда берете информацию, звучащую между песнями?

— По поводу того, что удается, а что нет — не знаю, это решать зрителю. В концерте есть довольно сложные вещи, например, «Твои следы» Бабаджаняна и Евтушенко, «Ноктюрн» Бабаджаняна, Рождественского. Для них нужно очень хорошо распеться, быть здоровым, с отдохнувшими связками, а, как вы сами понимаете, для драматического актера, у которого спектакли и репетиции почти каждый день это не всегда просто. Но я пытаюсь справиться, к спектаклю начинаю готовиться за неделю. Есть песни, которые требуют большой эмоциональной отдачи: «Журавли» Гамзатова и Френкеля, «Молитва» Окуджавы, «Я люблю тебя...» Паулса и Евтушенко – песни, в которых соврать нельзя. Как раз они практически никогда не меняются и звучат всегда, в каждом концерте. Все песни любимые, хочется петь все, ничего не меняя, но закон есть закон: 23, значит 23.  Между каждой песней я что-то говорю, погружаю людей в соответствующую эпоху. Рассказываю только самые интересные случаи, два из которых мне поведал Семен Михайлович, остальные  - из документальных фильмов, которых я пересмотрел огромное количество. Со всем этим нужно не «пересолить», не затянуть. Люди «отживают» предыдущую песню и вот уже находятся в ожидании другой. Важно, чтобы эти рассказы не превратились в нравоучительные уроки. Так что рассказываю только о самом интересном, трогательном и смешном!

— Обратил внимание на минимализм декораций. Не было ли идеи как-то добавлять атрибуты тех времен, о которых поется в конкретных песнях? Ну, что-то вроде подложек в передачах Парфенова «Намедни»?

— Декорации придумывали совместно с художником театра Татьяной Сопиной. Нам хотелось, чтобы все было пропитано музыкой в прямом и переносном смысле, чтобы это читалось, чтобы люди погружались в эту атмосферу с порога. Отсюда и нотные щиты, портреты композиторов, поэтов и певцов. Но при этом нагружать малую сцену какими-то громоздкими декорациями, на наш взгляд, не следует.

— Расскажите об аккомпанементе и ваших партнершах по спектаклю.

— На пианино играет концертмейстер Лиллия Козлова – мой друг, замечательный человек, профессионал с большой буквы! Если бы она не пришла работать в театр, если бы мы с ней не встретились, не подружились, не поняли бы друг друга, этого спектакля просто не было бы. Она нашла чудо-человека Елену Лазаренко (скрипка), работающую педагогом в музыкальной школе №5. Лена тоже «загорелась», ей все передалось от нас с Лилей: мы можем собираться в 9-10 вечера и репетировать до полуночи, или вообще сидеть сочинять, искать что-то новое в свой законный выходной. При этом они очень занятые люди. Лиля, помимо театра, поет в храме — это утренние и вечерние службы: усталость неимоверная! У Лены занятия в музыкальной школе с 8.00 до 21.00, и это почти каждый день. Они «сумасшедшие», мне с ними повезло, надеюсь, и им со мной.
—  Каковы перспективы у этого спектакля? В 40 лет осилите 40 песен?

— Не знаю, что будет дальше и как часто он будет идти. Большие перерывы для него, с одной стороны, не плохи, с другой – пагубны, нужно петь, петь постоянно, быть в тренаже. До 40, конечно, играть его не собираюсь. 23 песни пока даются относительно легко, держусь, иногда покачивает, стойка микрофона меня поддерживает. Голос с каждым годом крепнет, конечно, понижается, поэтому к 40, я думаю, вряд ли моя рабочая «ми» будет звучать так же чисто, как сейчас, но все может быть. Главное, чтобы интерес и желание приходить, слушать оставались у зрителя, а у меня-то и к 60 интерес не пропадет!

Андрей Дубровин

 

 

 

Ольга Ивановна Трибунцова:

— Я уже во второй раз посещаю этот концерт. Первый раз была, когда он назывался «Мне – 21!» С удовольствием послушала еще раз! Вспомнила молодость… Такая ностальгия! Я и слушала, и подпевала. Очень приятно, что такой молодой парень окунулся в творчество прошлых лет, поет наши прекрасные песни, многие из которых сейчас нигде и не услышишь. А ведь какие они замечательные, какие глубокие! Спасибо огромное молодому человек, администрации и профкому Стойленского ГОКа.

 

Светлана Алексеевна Беспаленко:

— Парень необыкновенный! Концерт бесподобный! Я закрыла глаза и вспоминала свою молодость. Как все было красиво, какая была любовь, как встречались! Все было настоящим, и песни были настоящими, проникновенными, душевными. Мы с мужем живем уже 45 лет, у нас двое детей, трое внуков. Все у меня хорошо! Спасибо большое профкому за приглашение!

 

Лидия Васильевна Шевчук:

— Я очень довольна. Пел парень отлично, голос такой красивый! Я сама всю жизнь участвовала в самодеятельности на предприятии, тоже пела, поэтому понимаю, какую большую работу проделали постановщики этого спектакля. Очень хорошо было, отдохнули прекрасно! Спасибо Стойленскому ГОКу!

Большая руда №40

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *