И вновь в СТДМ острая, пронзительная, животрепещущая премьера. На этот раз художественный руководитель театра С. М. Лосев остановил свой выбор на драматургических воспоминаниях «Стеклянный зверинец» широко известного американского драматурга, поэта, прозаика Теннесси Уильямса. Режиссёр- постановщик обратил внимание на глубинные внутрисемейные отношения, скрываемые подчас людьми под маской видимого благополучия, но наносящие на поверку опасные раны, коверкающие жизни.
Развитие сюжета основано на личных переживаниях Уильямса, это придаёт особую силу воздействию авторского слова на зрительское восприятие спектакля. До слёз, до «мурашек по спине», до мучительного ощущения собственного бессилия рядом с чужой бедой...
В спектакле занято пять актёров. Каждый образ, созданный ими, несёт в себе большую смысловую нагрузку, в совокупности формирующую натянутый нерв трудных взаимоотношений. Так, центральная фигура, мать семейства Уингфилдов Аманда (Л. Я. Гурьянова), страстно и убеждённо борющаяся за счастье своих детей, совершенно не понимает их, не умеет представить себя на их месте и потому всеми своими действиями приводит их к глубокому душевному кризису. Лариса Яковлевна так психологически «вросла» в роль, что кое-кому из зрителей даже показалось, будто это их наставляют на путь истинный странным методически назойливым образом.
Моё бедное учительское сердце отчаянно забилось: не так ли и мы, женщины-педагоги, назидательно «наступаем» на своих подопечных, вызывая не послушание, а упорное сопротивление?!
В поведении миссис Аманды проступает ещё одна беда: она много страдала при жизни с мужем, отцом двух её детей. А когда тот ушёл из семьи, изо всех сил стала биться, правда, этими своими методами, за то, чтоб хорошо, с её точки зрения, устроить жизнь детей, иначе, чем прожила сама. Дочь Аманды Лаура (И. Степанова) — выразительница идеи, приобретшей в наши дни, в связи с проведением паралимпиады в Сочи, особое звучание. Она, снедаемая своим недугом, не может перенести инвалидность и угасает, не узнав жизни по-настоящему. Ирина Степанова, поразившая зрителей бурной энергетикой в спектакле «Эй, ты, — здравствуй!», преобразилась на сей раз в тихое, поникшее, комплексующее существо, не сумевшее
справиться с выпавшим на её долю несчастьем. И никто её героине не помог! Знаем не понаслышке, как жестоки люди к инвалидам. Особенно нетерпимы дети. Не всякий в таком случае смирится со своими «ограниченными возможностями». Лаура проведёт остаток жизни в психиатрической больнице. Её брат Том (Николай Шестак) — результат «безотцовско- го» воспитания — не может спасти Лауру. Он мечется, терзается от сознания безысходности семейной ситуации, вечерами пытается укрыться от переживаний в кинотеатре и в конце концов сбегает из дому. Друг
Тома — Джим (Е. Лифин- ский), казалось бы, должен был разрядить домашнюю атмосферу Уингфилдов. В исполнении Егора, он воспитан, деликатен, успешен. Ан нет! Случайное появление Джима в доме Уингфилдов только обостряет ситуацию до предела.
В целом премьерный спектакль ошеломляет, приводит в напряжённое состояние, порождая смятение, вызывая сумятицу чувств. Этому способствует музыкальное (Корина Бутова) и художественное (Татьяна Сопина и Татьяна Скуридина) сопровождение. Малое сценическое
пространство продиктовало особую выразительность каждому элементу декора. Музыка подстать общему настрою. Костюмы героев изящны, сшиты со вкусом, «вписываются» в стиль спектакля. Итак, внимание: есть повод встряхнуться от равнодушия, пристальней вглядеться в суть семейной жизни, заметить чужое горе, чтобы потом суметь помочь тем, кому плохо.
НИ. Черепанова.
«Педагог. Вожатый. Родитель»
№ 11-12 (117-118) Июнь 2014