«Все наши спектакли пользуются огромным успехом», — говорят в Старооскольском театре для детей и молодежи. Не слишком скромно, но, что правда, то правда: в день второй по сути премьеры спектакля «Жизнь Александра Пушкина. Детство» (постановщик и автор сценария — худрук театра Семен Лосев назвал ее «генеральным возобновлением») мне удалось взять билет только на приставную скамейку. Рассказывают: когда в трудные для местного бюджета времена был поставлен вопрос о снятии ТЮЗа с казенного довольствия, горожане бросились в редакции газет, грудью защищая любимый театр. И — отстояли!
Театр, в годы развала Советского Союза переехавший с режиссером В. А. Оршанским из Севастополя в Старый Оскол, не только прочно завоевал признание здешней публики, но и получил второе дыхание. Уже в бытность на старооскольской земле спектакли СТДМ завоевывали Гран-при и дипломы международных фестивалей («Дети и экология. XXI век» (Москва), «КукАРТ» (Санкт-Петербург). А сам театр стал инициатором проведения на своей сцене театрального фестиваля «Золотая маска. Лучшие российские спектакли». Со спектаклем «Жизнь Александра Пушкина. Лицей» (вместе с «Детством» это своеобразная дилогия) их тепло принимали в Царскосельском Лицее на благотворительном фестивале. Теперь с ним же зовет в гости Пушкинский дом.
Инсценировке С. Лосева по стихам Е. Евтушенко «Женя а вы знаете...» горячо аплодировал сам Евгений Александрович. А 28 мая Старооскольский театр для детей и молодежи выступил в столичном театре «Школа современной пьесы» И. Райхельгауза с постановкой «Женя, Женечка и «катюши» В. Мотыля и Б. Окуджавы.
Труппа театра небольшая — всего 16 человек, зато есть мощный вспомогательный состав — 13 студентов Ярославского государственного театрального института. Ребята живут в Старом Осколе учатся профессиональному мастерству у нынешнего худрука театра Семена Михайловича Лосева (ученика Г. Товстоногова) — бывшего руководителя Русского драматического театра в Риге, доцента ЯГТИ. С ними делятся опытом мастера сцены, ведущие актеры Л. Гурьянова, С. Лысенко и А. Костиков, Н. Лаврова. Приезжают и преподаватели из Ярославля, они же принимают у старооскольцев экзамены. Живая, непринужденная атмосфера студийности, богатый репертуар театра, в котором найдешь спектакли на любой вкус и возраст, способствуют приживаемости выпускников в коллективе.
Сейчас в репертуаре театра 32 (!) спектакля. Такому позавидуют и коллеги из больших городов: ну признайтесь, давно ли вы видели на сцене спектакли по В. Шукшину, В. Распутину, В. Розову, Л. Разумовской, К. Булычеву? А есть еще «Вешние воды» И. Тургенева, «Три сестры» А. Чехова, «Вся надежда моя...» по «Вассе Железно-вой» М. Горького, пьесы Б. Слэйда, А. Осецкой, М. Задорнова. Многие горожане особенно любят детские спектакли театра. Школьники приходят в театр с учителями литературы, горячо обсуждают постановки, пишут по ним сочинения, публикуют рецензии в школьных газетах, рассказывала мне «Учитель года — 2010», педагог из старооскольской школы № 30 Владимира Манукян.
Прочитала теплые отзывы о театре критика Анастасии Ефремовой, дочери великого актера: «Художественный руководитель Семен Лосев, возглавив театр, поставил задачу непростую, трудо-энергоемкую, благородную и вместе с тем — благодарную: воспитание грамотного театрального зрителя», писателя Михаила Задорнова: «Лосев принадлежит к тем режиссерам, которым я доверяю. Из непошлых, умеющих работать с актерами и действительно веселить зрителя... Искусство должно быть теплым, оно должно согревать».
Таков и спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Детство» — остроумный, изобретательный, веселый и трогательный. «Нас интересует не благонравный глянцевый, бронзовый Пушкин его биографов... живой человек, а не иконописный лик поэта», — предупреждает публику театральный буклет.
Сделанный в стилистике капустника, иронично-гротескно (занятные образы предков великого поэта, знаменитый арап Петра Великого Ганнибал, любвеобильный отец Сергей Львович, скупая на ласку матушка поэта по крупицам собраны из воспоминаний, писем современников Пушкина и, конечно, нескольких страниц его собственноручных откровенных записок), он тем не менее трогает душу. Хорошо показаны одиночество будущего поэта в родной семье, трагическая обреченность его перед лицом смерти, напрасные стенания всех знавших поэта — не смогли спасти, не предотвратили, потеряли... Замечательны старооскольские артисты Петр Бежин -исполнитель главной роли, Евгения Яврумова, Павел Ивойлов, Татьяна Фартушная, Сергей Лысенко и другие.
Посмотрев спектакль, я пожалела только о том, что его не сможет увидеть зритель в областном центре — а вот, кстати, почему? Организовать гастроли коллектива в Белгороде, других городах, а также районах нетрудно. Разве что старооскольцы не захотят ни на миг расстаться со своими любимцами...
www.belpravda.ru