Два мнения одного критика о двух спектаклях одного режиссёра

Известный критик Анастасия Ефремова о просмотре спектаклей «Женя, а Вы знаете...» С. Лосева.

 

3 ноября в Старооскольском театре для детей и молодёжи состоялся очередной показ спектакля-концерта «Женя, а Вы знаете...» — песни на стихи Евгения Евтушенко.  Родившись у нас всего полгода назад на основе рижского варианта одноимённого спектакля, данная постановка Семёна Лосева уже успела получить лестные отзывы не только местной, но и столичной публики, более того, она была непосредственно одобрена самим Евгением Александровичем Евтушенко. Старт спектакля в новом XVI театральном сезоне ознаменовался приездом известного театрального критика, президента благотворительного фонда» Олега Ефремова и фестиваля «ПостЕфремовское пространство Анастасии Ефремовой.

Для тех, кто не знаком с предысторией создания спектакля «Женя, а Вы знаете...» следует сказать, что его идея родилась у С.М. Лосева в Рижском русском театре-студии  ОСА несколько лет назад. Спектакль сочинялся из отрывков к экзаменам  по сценической речи, танца и вокала.  И уже  тогда в Ригу приехал Евгений Евтушенко, увидел спектакль-концерт в маленьком зале, а на следующий день в Доме Москвы они давали совместное представление в двух отделениях.  В марте этого года спектакль  побывал на фестивале «Соотечественники» в Саранске, где его и увидела Анастасия Олеговна Ефремова. В журнале «Страстной бульвар, 10» она так охарактеризовала увиденное: «Большую радость доставил Молодёжный театр свободных актёров из Риги. Спектакль «Женя, а Вы знаете...» по стихам Евгения Евтушенко и песням на его стихи поставил Семён Лосев. Поэтический театр — жанр сегодня не слишком завлекательный, и отчасти эпатажная слава поэта, что и говорить, не гремит как раньше. Но спектакль развлекает, волнует, трогает. Здесь и очень узнаваемая атмосфера дипломника (каковым он и был в начале пути), и хороший вкус, и сильные голоса, и отточенная хореография, и изобретательная режиссура, и красивые талантливые ребята. И прекрасная поэзия, что и говорить. Ретро, соединённое с молодостью, смотрится и слушается прекрасно».

С 26  сентября  по 1 октября этого года в Москве проходил  фестиваль «ПостЕфремовское пространство». Комиссия во главе с Ефремовой отсмотрела более восьмидесяти работ. Отобрали шесть. Анастасия Олеговна  предложила рижанам спектаклем «Женя, а вы знаете...»  открыть  этот фестиваль.  А на закрытии Семён Лосев, получив диплом и приз-статуэтку,  предложил Анастасии Ефремовой приехать в Старый Оскол и посмотреть наш вариант спектакля-концерта.

— С удовольствием, тем более мне Евгений Александрович рассказывал и о приезде к вам в Старый Оскол  о том, как  потом  вы выступали с ним в Политехническом музее в день его рождения 18 июля. Мне он сказал, что ему больше понравилась оскольская версия. Неужели,  правда,  в Осколе лучше?

— Приезжайте, увидите сами.

И вот 3-его ноября Анастасия Ефремова приехала к нам.

Прежде всего,  её поразил зал. Наполненный зрителями,  разновозрастной, но воспитанный, истинно театральный, он, как единый организм, принимал спектакль. Час двадцать пролетели, как мгновение. Драматургия, техническое оформление спектакля и, конечно, голоса, которые Анастасия Ефремова назвала «волшебными», песни с редкими по нынешним временам смысловыми текстами одинаково трогают современника и в провинции, и в столице. Но в исполнении наших актёров «Женя, а Вы знаете...» — спектакль совершенно иной.

У  режиссёра С.М. Лосева под одним названием вышло два самостоятельных спектакля, каждый из которых дарит несравнимые впечатления. Если рижский вариант более поэтический, нежели музыкальный, то,  говоря непосредственно о работе, рождённой в Старом Осколе, критик отметила чистоту музыкального приёма — «Песни на стихи Евтушенко». Если в Риге это всё-таки концерт, то здесь,   прежде всего, спектакль о личности Поэта.  И этому особо помогло видеооформление,  собраны уникальные кадры из жизни Евгения Евтушенко и его соратников-шестидесятников. По её словам, данный видеоподбор несёт огромный культурологический смысл. «Какое счастье, что вы сделали это при жизни поэта», — отметила Анастасия Ефремова своевременность работы. При этом видехроника удачно вписалась в спектакль, что бывает редко, т.к. видео — отдельное искусство и использование его в 90 процентах может убить спектакль, а здесь его неотъемлемая органическая часть.

В самых первых кадрах видеохроники говорится о зарождении легендарного театра-студии «Современник», о той поре театра, когда каждый в нём был больше, чем только актёр. К примеру, Олег Табаков выполнял функции администратора, Игорь Кваша — заведующего литературной частью, нынешний худрук Галина Волчек была актрисой, режиссёром и билеты продавала. В этом отношении СТДМ повторяет «Современник». «Потому и выжили», — говорит с экрана  Олег Табаков. «Вот так и мы сможем пережить любое трудное время», — постоянно повторяет  Семён Лосев. В нашей молодёжной труппе  практически, невозможно найти только лишь актёра. По своей сверхзадаче Старооскольский театр для детей и молодёжи -  театр-студия, каким при Олеге Ефремове был «Современник». Сегодня подобные театры-студии что-то вроде чистого фрагмента, сохранившегося за картиной, на фоне пожелтевших от времени обоев.

— Но именно за театрами-студиями надежда на возрождение ефремовских и традиций, и идеалов, поэтому я и езжу  по России в поисках живого театра, способного задеть душу, как владел этой способностью мой отец.  Театр эволюционирует, — констатирует Анастасия Олеговна, -  и, к примеру, Москва сегодня живёт театром-представлений, театром — шоу, театром шока — таков закон мегаполиса. Как следствие на театральной сцене появляется Красная Шапочка на роликах и с мобильником или Ромео и Джульетта одного пола. Спектакли с подобной отрыжкой постмодерна выдуваются и лопаются, словно мыльные пузыри. В одном только МХАТе 17 премьер за сезон! Но ходят увидеть кинозвезду! О-ооо, «Лёха Николаев» вышел, а этот, видишь, из «Ментов». Ну, а за этим что?

И, как справедливо заметила Анастасия Олеговна,  Москва не точно отражает всю Россию. А значит, столичные театральные тенденции не всеобъемлющи.  И зачастую подлинные театральные открытия совершаются на периферии. Но Москва их не видит.

 - Поэтому я и езжу по городам, выискивая то, что обязана увидеть Москва. Вот 9-ого ноября в свой день рождения я буду в поезде. В провинции, иногда в невероятной бедности, иногда щедро поддерживаемый губернаторами, в борьбе с директорским и антрепризным,   возрождается режиссёрский театр.  С моей точки зрения, высшей ступенью театральной эволюции снова станет театр режиссёрский.  Именно режиссёр, а не продюсер, может предугадать, как открыть новые возможности артиста, определить его перспективу.

А на короткой встрече с труппой после спектакля Анастасия Олеговна сказала:

— Для артиста огромное счастье найти своего режиссёра. Не  престижный театр в столичном городе, а своего режиссёра. Выше счастья для артиста нет. Я хотела бы, чтобы вы это поняли уже сейчас.

Только театр с художественной программой,  по наблюдению А. Ефремовой, в настоящий момент выжил и достойно  существует.

В спектакле «Женя, а Вы знаете...» можно почувствовать ностальгические нотки по той поре, когда гремели стихи шестидесятников, когда на свет рождались канонические спектакли, а театральное искусство как слеза кристаллизовала в себе всю соль происходящего вокруг. Отсюда и вытекает главная задача, которую ставил этим спектаклем С.Лосев: «чтобы в зал зашёл зритель — белый лист, не знающий ровным счётом ничего о Евтушенко, а вышел его поклонником». И с гордостью за наш коллектив, способный оценить особенности театра-студии, чей расцвет пришёлся на эпоху господства оттепельной поэзии и чей опыт — путеводная звезда СТДМ.  А заодно с мыслью, сколько может сделать один человек для эпохи, для страны.

 Анастасия Ефремова предложила руководству  нашего театра привезти спектакль «Женя, а вы знаете...» на фестиваль «ПостЕфремовское пространство» в Ульяновск в марте 2011 года. Там будут те же шесть спектаклей, что и были на фестивале в Москве. Только вместо рижского теперь уже Старооскольский.

  P.S.

На минувшем недавно фестивале «ПостЕфремовское пространство» Галина Волчек очень верно назвала Олега Ефремова «театральным Петром Великим». Твёрдый реформатор он олицетворил собой целую эпоху. Посещение Анастасии Олеговны  Старооскольского театра символично. Выходит, что наш молодёжный театр в определённой степени выполняет функцию культурного проветривания, этакого ну если ни окна в Европу, то хотя бы форточки в большое артпространство. Судите сами: заведующая отделом детских театров России Ольга Глазунова, поэт Евгений Евтушенко, художник, дочь кинорежиссёра фильмов «Белое солнце в пустыни», «Женя, Женечка и «катюша» Ирина Мотыль, театральный критик Анастасия Ефремова... Какова была вероятность их появления в Старом Осколе, не будь в нём маленького театрального островка? И почему он оказался притягательным для этих людей, видевших лучшие образцы театрального искусства?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *