Через 6 дней в Старый Оскол приедут преподаватели Ярославского Государственного Театрального Института (ЯГТИ), чтобы принять у экзамен. Да не просто экзамен, а экзамен-спектакль — «сборник рассказов» Василия Шукшина «Приезжие». Если повезет, то уже в начале следующего театрального сезона этот спектакль увидят старооскольские зрители. На просмотре репетиции «Приезжих» мне посчастливилось побывать буквально пару-тройку дней тому назад...
Напомню, что этот театральный сезон заканчивается в следующую субботу — 27-го июня. Что увидят на закрытии старооскольцы — пока сюрприз. А вот что увидят преподаватели ЯГТИ 30-го июня я вам постараюсь передать. На мой взгляд, спектакль получился очень живой и достойный.
Спектакль состоит из пяти небольших рассказов: «На кладбище», «Любовь Пашки Холманского», «Степка», «Брат мой», «Штрихи к портрету». Все они в свое время послужили некими «заготовками» к киносценариям, но в кино прошли «переработанными». В данном же случае режиссер-постановщик (Семен Лосев) предлагает нам ознакомиться с оригинальными версиями «от автора». Кстати, в спектакле звучит голос самого . Хотя, конечно же, все равно режиссер пропускает эти рассказы через свое восприятие, свою «призму души».
Большинство ролей в нем играют студенты ЯГТИ, работающие (потому что слово учеба тут не совсем к месту) в нашем театре. Более подробно я бы не хотел останавливаться на этом моменте — вы и сами сможете прочитать небольшую «програмку» этого спектакля (актеры, пояснения от режиссера, прочие данные). Я лучше поделюсь с вами своими впечатлениями от просмотра и некоторыми деталями.
Рассказ во многом, я так понимаю, у Шукшина автобиографичен. Коротенькая история о человеке, которому на кладбище ... хорошо думается. Это даже не рассказ, это вступление, которое создает дух, настроение просмотра.
А вот сам спектакль начинается собственно с рассказа . Главный герой — подросток, который ищет свою любовь, свой идеал, не до конца понимая каков он. Юнцы в этом спектакле могут ничего для себя не найти, люди постарше, возможно, узнают себя и свои впечатления молодости — «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли». В целом же этот рассказ хорош тем, что как зеркало отражает характер большинства молодых ребят возраста Пашки. Задор, наглость на грани хамства, острое словцо и словарные штампы — все это, чтобы прикрыть собственную ранимость и влюбчивость.
— это пример непоправимости поступков. Эту часть спектакля, я считаю, нужно показывать в школах и ПТУ, чтобы юноши понимали какие беды они могут навлечь на свою жизнь и жизнь близких. Отрезвляющий рассказ. И очень харАктерный — был у меня лучший друг с точно таким же отношением к жизни. Радует, что вовремя смог остановиться.
— олицетворение любви Шукшина к русской деревне во всей ее красе. Это надо помнить и понимать при просмотре — иначе неверно вы воспримите девичью честь в этом рассказе.
Городской человек в этой части, может, и не увидит ничего интересного, а вот у деревенского, я уверен, душа взыграет. Ведь деревня, как ее не ругай за «болотность», все же кормилица города. Меньше одной четвертой человечества кормит три оставшиеся. И не просто кормит — живет в деревне, где встают с петухами и ложатся заполночь. Вот и тянет деревенских в город, где работать надо меньше (по продолжительности), а все вроде бы лучше... И вымирают деревни, как мамонты...
И рассказ Шушкина в этом смысле можно объяснить кондовыми обыденными словами, типа «демонстрация родства души русского человека с деревней». Но Я не берусь вообще как-то описывать чувства — я не Гришковец и не могу объяснить словами то, что принято чувствовать.
— зеркало для некоторых кавикомовцев. Здесь очень хорошо показано неумение некоторых выражать свои мысли и то, к чему это приводит. Безумные (хотя и в целом верные) «прожекты», идеализация идей и мыслей, приводит героя повествования — бедного Князева — в милицию (и еще хорошо, что не в травмпункт или психлечебницу) только за то, что уж очень он хотел «поделиться» своими идеями с окружающими, не умея их грамотно донести до собеседников.
В целом же скажу, что ценность спектакля и рассказов Шукшина как КЛАССИКА — реалистичность характеров. Прошли десятилетия, а люди не изменились. И столетия пройдут — все останутся такими же. Характеры не стареют.
Алексей Деменко,
публикуется с сокращениями с сайта KaviCom