Город тогда город, когда в нем есть театр. Театр возник в Старом Осколе будто внезапно, а прошло уже немало лет. За то спасибо Ивану Афанасьевичу Гусарову, это он пригласил и приютил севастопольский театр. Театр — это идея. Он ничего не строит, не создает, не кормит, но утоляет душевную жажду, не учит, а помогает учиться понять себя. Было где — не было ли, чтоб вот так театр, как пчелиный рой, снялся с места и, пролетев над границей, осел в соседнем государстве. А ведь случилось — Севастопольский театр для детей и молодежи приехал в город на гастроли, да так и остался.
Конечно, это уже другой театр с другим репертуаром, новой труппой, потому как и режиссер другой. Театр жив преемственностью. Никто не забыл, что «привезли» его в Старый Оскол Виктор Абрамович Оршанский и Олег Николаевич Лабозин. Тогда это было спасение театра, и по-прежнему артисты едут в отпуск в родной Севастополь, прихватывая с собой старооскольских друзей. Изменилась жизнь, что-то расстроилось, что-то срослось. Наш театр силен тем, что полон, как и прежде, артистами- студентами. Завершается обучение одного курса Ярославского театрального института, набирается новый курс. А на подходе ребятишки детской студии. И не узнать в уверенных актерах вчерашних студентов. Курсовые — выпускные спектакли им удаются как завершенные театральные постановки. Недавно мы счастливо наблюдали реакцию Евгения Александровича Евтушенко на спектакль о нем и по его произведениям — «Женя, а Вы знаете...». Студенческая работа такого уровня, что поэт пригласил труппу на свой день рождения в Москву.
На всякого зрителя нужен свой спектакль — веселая добрая сказка, моральная драма, музыкальное представление, классика. А классика, пожалуй, осталась только в театре. Давно исчезли кинофильмы, телеспектакли по классическим произведениям. И только театр хранит вечное. Я помню истинное удовольствие от постановок В.А. Оршанского по И. Бунину и А. Чехову. Наслаждение текстом! Есть в России имя, известное всем — Пушкин. Любимая строка есть в памяти у каждого. Она запоминается с детства — юности и становится необходимой в зрелые годы. Главный режиссёр Семен Михайлович Лосев, любя Пушкина, создал театральную историю поэта. Надо только прийти на его спектакли. Будто бы и все понятно — известно, но так сплетено, так остро и так нежно сказано. Как же создатель спектакля угадал несказанное — внутреннюю печаль, смешное и трагическое в жизни кудрявого мальчика. Юноша — поэт не из хрестоматии, у него есть семья, детство, чудные и чудные родичи, друзья-приятели. И это все — поэзия.
К сожалению, спектакли «Жизнь Пушкина» сняты с репертуара. А мы так их ждем! Был любим публикой спектакль «Вешние воды». А было время, играл в них Евгений Васильевич Батурин. Мы с радостью поздравили его 7 июня с 98-летием. Чеховские «Три сестры», шукшинские «Приезжие», на которые не достать билеты, хочется смотреть их снова и снова.
Советская классика, утраченные за эти годы ценности — дружба, человеческая привязанность, долг, преданность — возвращаются к нам со сцены. Первая послевоенная зима. «Варшавская мелодия» начинается в зале консерватории. Случайное свободное место рядом с милой полячкой. Текут события, драма жизни, и мы вместе с молодыми героями проживаем их жизнь. Любимый спектакль, зал полон.
Премьеры последних лет — «В день свадьбы» В. Розова и «Последний срок» В. Распутина — давно уже классика. Мы вглядываемся в переживания героев спектаклей, как в свою жизнь. Есть некое французское слово — «cohabitation» (коабитасьон). Это сосуществование и пребывание в поле взаимодействия. Мы и пребываем в этом поле. В театре уже есть верные и постоянные зрители. Завершился театральный сезон, это значит, что Семен Михайлович Лосев, полный планов и замыслов, будет с нетерпением ждать сбора труппы после отпуска. В его планах новые спектакли. А театр — всегда действие от первого лица.
Пришел момент и нам подвести итог. Сделать это трудно. Еще труднее, чем в прошлом сезоне, когда наша семья отметила актрису Татьяну Курдину за роль Гели в «Варшавской мелодии». В этом театральном году, на наш взгляд, две яркие роли двух талантливых актеров заслуживают наибольшего внимания. Андрей Костиков в спектакле «Последний срок» (Михаил) напоминает нам самих себя, драму каждого. Сергей Лысенко в свой бенефис играл так откровенно, так открыто в спектакле «Спасибо всем» по Ф. Искандеру. И его нынешняя работа в спектакле по рассказам В. Шукшина «Приезжие» захватывает искренностью. Это такой русский тип! Вся боль, нетерпеливое желание счастья людям воплотилось в роли чудака и правдоискателя Князева. Знаю, что эти работы пришлись бы по душе Анатолию Васильевичу.
Наша благодарность Андрею Костикову и Сергею Лысенко.
Татьяна БРЫЖИК
Зори № 107 6 ИЮЛЯ 2010 г.