Информация об авторе отзыва: Елена Владимировна Брызгалина — кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, с 2018 года член Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации, а также член Межведомственного совета по вопросам мониторинга личностных результатов обучения в системе общего образования.
Вы знаете, что в Старооскольский театр для детей и молодежи имени Б.И.Равенских билетов не достать? В день, когда открывается продажа билетов на следующий месяц, очередь у кассы наблюдает за онлайн продажей через свои гаджеты и волнуется: хватит ли им билетов?
По приглашению потрясающе тонкой Светланы Эдуардовны Яврумовой (на фото с Валерией Рыженковой) – заместителя директора по работе со зрителями – во время командировки мне удалось провести удивительный вечер на улице Революционной, дом 2 — в театре (смотри фото). Театр носит имя Бориса Ивановича Равенских известного советского режиссера, который учился в Старом Осколе.
В афише театра — 39 спектаклей … на 32 актера, но это вообще не повод усомниться в качестве. Актерский состав сложился лет двадцать назад, когда на гастроли приехала труппа из Севастополя… и осталась в Белгородской области. Первый сезон театра был в 1996 году. Здание театра старинное – бывшее духовное училище, любовно восстановленное и открытое в 2017 году с прекрасным пространством удобных трех (!) зрительных залов, фойе (посмотрите на фото, перед спектаклем с успехом проходит культурный проект – можно купить открытку с театром или видами Старого Оскола и послать родным и друзьям. Я маме отправила, но вы ей не говорите. Будем ждать, когда открытка придет).
Атмосфера обновленного здания мне очень понравилась, сохраненная для взгляда аутентичная стена старого здания в новом интерьере органична, как и старый камин.
О спектакле могу говорить только с восторгом. В день моего приезда шла «Васса Железнова» по пьесе М.Горького в постановке Семена Лосева, режиссер – Лариса Гурьянова. Известный сюжет в пространстве начала ХХ века в спектакле звучит актуально. Представляю, как сложно было режиссеру и актерам – осознание истории постановок – лучшие сцены, величайшие актеры уже пытались осмыслить смысл трагедии семьи судовладелицы Вассы Борисовны Железновой.
Во время репетиций первой постановки пьесы еще при жизни Горького, пьеса сильно изменилась – Васса сменила отчество, поменялись цели ее борьбы, возникли новые ситуации. Специально отмечу, что в спектакле Староосколького театра с трепетом и крайне уважительно отнеслись к пьесе. Не пошли по пути осовременивания, не разбавили острыми акцентами. И пьеса получила жизнь. Не новую, но реальную жизнь. И способы, избранные художественным руководителем и режиссером, мне показались предельно точными.
Во-первых, очень детализированные декорации. Если за завтраком предлагается молоко, то реально разливается по чашкам именно молоко. Актеры берут паузу на реальный глоток. Дым от горящей спички туманит образ. Ощутила, что соскучилась по такому театру, где не нужно за локальными минималистичными символами достраивать мир предметных смыслов. Несмотря на обилие предметных деталей, на них не зацикливается впечатление — настолько они все органичны – от старинного телефона до туалетного столика с запирающимися ящиками, в которые из сейфа перекладываются деньги – универсальное средство разрешения любых проблем для Вассы. Детализация создает ясность пространства и придает достоверность происходящему и обеспечивает включенность зрителей. Это открывает возможность сосредоточиться на главном — мотивах поступков героев.
Во-вторых, очень точное попадание актеров в роли – от внешности, интонаций, движений до характеров. Игра актеров не только точна, но и сбалансирована. Никто не пытается «перетянуть одеяло на себя», никто не выставляет себя звездой на фоне (что, увы, случается в московских театрах). Хороши, правда все актеры, искренне поделила свой букет на всех.
И не могу не сказать об образе Вассы Железновой. Как известно, первой исполнительницей роли Вассы была гениальная Фаина Раневская в театре Красной Армии в 1936 году. Она написала в своей жизни единственную статью, именно о работе над этой ролью. Специально перечитала текст Раневской, хотела сравнить акценты исполнительниц. Приведу цитату: «Хорошо помню мое первое впечатление от пьесы. Я была потрясена силой горьковского гения. А сама Васса внушала мне и чувство сострадания, и ужас, и даже омерзение, но, пожалуй, над всем превалировало сострадание. Образ Вассы неотразимо привлекал меня своей трагической силой, ибо в мировой драматургии эта пьеса навсегда останется одной из величайших трагедий собственности… Еще не отдавая себе полностью отчета в том, что думает Васса о своем классе, чему можно и чему нельзя верить в ее речах, я чувствовала глубокое сострадание к ее женской и человеческой судьбе». Раневская любила Вассу, она сглаживала ее противоречия, оставляла лазейки для оправдания ее поступков, даже убийства мужа.
Такую же любовь к своей героине я увидела в старооскольском спектакле у Марины Карцевой. Она в роли Вассы Железновой была безукоризненно точна, хотя после Фаины Раневской, думаю, роль пугает многих актрис. Знатоки сказали, что Марина Карцева особенно хороша в спектакле «голубь в Сантьяго по повести Евгения Евтушенко. Не знаю, не видела, но Вассу иначе представить уже не могу. С высоким лбом и абсолютно прямой спиной, и извечными открытыми вопросами: ради чего жить? Внешние ли обстоятельства заставили Вассу быть сильной? Или она сама способствовала инфантильности людей вокруг себя? Пьеса не дает возможности однозначно реконструировать ее историю, отдельные фрагменты воспоминаний в монологах и диалога не дают понимания, наверное, этот тот случай, когда однозначности нет вообще. Как и точки «объективного взгляда». Когда сплошное противоречие и одновременно целостность. Вот это поразило в постановке.
Личная оптика, думаю, сыграла свою роль. Она в словах «Свекровь тебе. Знаешь, что такое свекровь? Это — всех кровь! Родоначальница». Ближе к 50 мы сопротивляемся переменам, они пугают, стремление стабилизировать мир имеет физиологическое обоснование и зависит от среды. У Вассы есть цель – стабилизация через устранение дестабилизирующих факторов – прямое устранение или через создание условий (убийства мужа, находящегося под судом за совращение, самоубийства служанки, беременной от брата Вассы Прохора, ареста, наложенного на судно за нарушения правил торговли, и так далее). Революционная ситуация по всем фронтам жизни Вассы. Никто в семье и окружении не стремится к стабильности. Для Натальи невозможность перемен уводит ее в пьяный угар. Никто, пожалуй, кроме искренно оплакивающей смерть матери ее дочери Людочки, с ее мечтами о новом садике, не пытается поддержать зону комфорта.
Васса выбирает страшные формы стабилизации бытия (убийство мужа, предательство невестки), но ее стремление сохранить и передать капитал и пароходство как дело своей жизни по наследству вполне понятны.
Казалось бы Горький, казалось бы акцент на социальные проблемы преддверия революционного крушения мира. Революционная ситуация в сердцах из разных оснований и в разных формах действия. Искусство как способ вернуться из социального мира к себе самому – вот что для меня оказалось важно в этом спектакле. Благодарю искренно всех актеров, поздравляю руководство театра – спектакль блестящий. Просто блестящий.
После спектакля посчастливилось побывать в рабочем кабинете художественного руководителя театра Лосева Семена Михайловича. Ожидаемые афиши на стенах, включая ту, что была подготовлена к первому спектаклю «Эй ты, здравствуй», поставленному Семеном Михайловичем, приглашенным из Рижского театра режиссером, в Старом Осколе с пожеланиями и подписями актеров (смотрите фото). Неожиданные портреты известнейших актеров и режиссеров, выполненные тем же Семеном Михайловичем, узнаваемые и глубоко личностные. Полюбопытствуйте, на официальном сайте театра рассказ Семена Михайловича о своей жизни, а фактически о временах и людях, о значении семьи и дружбы в жизни любого культурного человека, и, конечно, о театре.
Друзья мои, ходите в театр. Истончает душу как никакое, пожалуй, другое искусство.