(«Культура», Евгения Мишина, 09 сентября 2017 года,
Интернет портал Старого Оскола KaviCom.ru,
«Новости Оскола», 10 сентября 2017 года)
На сцене реконструированного и теперь неузнаваемого Старооскольского театра для детей и молодёжи имени народного артиста СССР Б.И. Равенских представили премьеру спектакля «Царь Федор Иоаннович».
Обновлённый театр вызывает у всякого, кто переступает его порог, бурю восторгов и радости. И это не удивительно, ведь театр должен воспитывать чувство прекрасного в человеческой душе в том числе и своим внешним видом. Видом храма искусства, который заставляет зрителя думать и переживать, скорее, даже сопереживать происходящему на сцене.
Интерьер, пища духовная и не только…
Фойе театра утопает в сдержанной роскоши. Крупные люстры заливают все помещения мягким мерцающим светом. Кофейные тона разной насыщенности радуют глаз, а напоминающая античные колонны лепнина так органична, будто находится здесь с самого основания здания. Комфортные и изящные диванчики ни за что не дадут зрителю устать в ожидании спектакля.
Театральный музей (отдельно платить за вход не нужно) пока что не может похвастаться богатством экспозиции, но представленное оформлено со вкусом, так, что хочется подолгу рассматривать каждый экспонат. Однако наш театр ещё очень молод (ему всего-то 21 год!), поэтому, возможно, старооскольцы и гости города в будущем смогут насладиться новыми выставками.
Пища духовная обычно плохо поглощается, когда завывает в желудке, поэтому того, кто волею судьбы или работодателя перед спектаклем не успел поужинать, может обрадовать и то, что в театре снова работает небольшой буфет, где можно заглушить урчание горячим чаем или молочным коктейлем с забавным пирожным в виде барашка или поросёнка.
С первого взгляда даже может показаться, что большой зал достоин стать отдельной от всего остального здания театра достопримечательностью города. Зрительный зал по сравнению с тем, что был закрыт на бесконечно долгий ремонт в 2010 году, кажется, уменьшился, но зато здесь появились удобные резные кресла, между которыми широкие проходы – теперь тот, кто проходит к месту в середине ряда, вряд ли сильно побеспокоит сидящих с краю. Зритель с ограниченными возможностями здоровья здесь ограничений не почувствует, ибо заехать в зал можно прямо от гардероба к специально отведенному для колясок свободному месту. О техническом же оснащении сцены и другом оборудовании, которое создает неповторимую атмосферу, можно рассказывать долго-долго, но лучше увидеть – это не оставит равнодушным даже самого капризного. Кстати, не так давно в свет вышел презентационный буклет об обновлённом театре, выпущенный на средства Металлоинвеста.
(Сюжет ТРК «Мир Белогорья» об обновлённом театре.)
О трагедии
Трагедия А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» прошла нелёгкий путь к сценическому воплощению. 30 лет минуло с момента публикации пьесы до того, как в 1898 году в урезанном, искалеченном цензурой варианте она наконец была поставлена на сцене Московского Художественно-Общедоступного театра. Именно ей этот театр (ныне МХАТ) обязан первой популярностью и оглушительными аплодисментами.
Главный герой, царь Фёдор Иоаннович, по меткому определению В.И. Немировича-Данченко, «нецарственный царь», «царь-ангел», миролюбив и по-христиански всепрощающ. В своём желании примирить враждующие стороны он искренен, как маленький ребёнок. Однако своим миролюбием он парализован, и это приводит к трагическим событиям, в свершении которых правитель винит себя.
Моей виной случилось все! А я –
Хотел добра, Арина! Я хотел
Всех согласить, всё сгладить <…>.
Зрителям Старооскольского театра был представлен неоднозначный образ человека, полного внутренней борьбы. Кто он? Слабохарактерный человек или опередивший свой век философ, не стремившийся властвовать над другими, но покорно нёсший это бремя? Скудоумный правитель или почти святой на троне, желавший всем добра, но ставший, хотя и невольно, причиной гибели царевича Димитрия и князя Шуйского? Быть может, русский Гамлет, который за мнимым слабоумием скрывает незаурядный ум? Зритель сам должен решить, как отвечать на эти вопросы. Автор трагедии считал, что герой его драматического произведения, должен «заставить публику улыбаться сквозь слезы».
Из истории
В 1593 году был подписан судьбоносный указ: у слияния рек Оскол и Осколец для защиты южных рубежей была воздвигнута крепость. В далёкой же Москве незадолго до этого за возможность влиять на мягкосердечного царя, а значит и на положение дел во всей Руси и за её пределами, боролись сторонники Шуйского и Годунова. Шурин царя Борис, как известно, из этой битвы вышел победителем. Какой ценой он стал тогда единовластным правителем государства, вряд ли когда-либо удастся доподлинно узнать. Зато можно изучить различные мнения и интерпретации, а также насладиться произведениями искусства, которые способны оживить забытое и воскресить давно почивших.
Нежное, протяжное пение хора (кстати, собственного хора СТДМ), костюмы, почти монохромные, без излишков, не отвлекающих зрителя от происходящего на сцене... Мягкие «лифты», встроенные в сцену, словно невидимые духи меняли обстановку, в одно мгновение перемещая зрителя из царских хором в дом князя Шуйского, а оттуда в темницу, куда последнего заточили… Одиночество царя, подавленного собственным бессилием, на тёмной сцене, освещенной холодным светом белых прожекторов, становится совершенно очевидно – свет в этом спектакле будто «высвечивает» настроения героев, подсказывает зрителю, какие страсти бушуют в их душах.
Как не может натянутая струна тянуться бесконечно, как бы ни была крепка, так не могут сдержать свои эмоции восторженные зрители: аплодисменты звучали даже во время спектакля – так сильно аудиторию поразила игра актёров в отдельных сценах. Сам же спектакль завершился овациями – актёров долго не отпускали за кулисы.
«Я хочу внушить зрителю то, во что верю сам. Я хочу, чтобы он после моего спектакля долго ничего не мог смотреть». Б.И. Равенских
Вместо эпилога
Побывавший на премьере трагедии зритель ещё долго не сможет забыть её. На свете не очень много по-настоящему добрых людей, тех, кто искренне прощает любые обиды и всем желает только добра и блага. Часто они представляются нам недалёкими и даже сумасшедшими, ведь жестокость привычна, обыденна. Миролюбивый же образ царя из трагедии А.К. Толстого возможно поможет отличить добро от зла и правду от лжи.
Мнения зрителей
Постоянные зрительницы Старооскольского театра и, очевидно, заядлые театралки, которые почему-то постеснялись представиться, так отозвались о новом убранстве:
«Наконец-то мы сможем сказать, что у нас есть театр, в который можно пригласить. Те постановки, которые мы здесь видим (это не первая постановка), тоже ничуть не уступают столичным, а по техническим возможностям сразу видно, что на дворе XXI век, а не XIX. Мы бывали в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка – там такой уровень подразумевается, а здесь все-таки провинция… Тем, кто делали, всем строителям, просто респект, потому что все подобрано так, что создается ощущение, что ты в театре, есть какой-то трепет».
Представитель молодого поколения Владимир так охарактеризовал реконструированный театр:
«Все хорошо. Бывал в театре и до реконструкции – разница ощутимая: все сделано красиво. Тот театр, что был, несравним с тем, что теперь. Сцена, освещение – все очень здорово».
Выпускница педагогического факультета, молодой специалист и учитель русского языка Оксана Единак поделилась своими впечатлениями о театре и самом спектакле:
«Реконструкция театра очень удивила и обрадовала! Изысканный стиль оформления помещения, «волшебные» люстры, уютные диваны, потрясающие картины – мозаики, музейная зона с черно-белыми фотографиями – все направлено на возникновение глубокого эстетического катарсиса. Отдельного внимания заслуживает, конечно, зал для выступлений. Помимо полного технического и светового оснащения сцены, хочется отметить создание площадки для размещения инвалидов. По моему мнению, это правильное решение, поскольку людям с ограниченными возможностями также должно быть комфортно во время спектакля.
Царь Фёдор Иоаннович, на мой взгляд, в интерпретации нашего театра гуманист, опередивший своё время, непонятый современниками. Именно опередивший, потому что мне он напомнил Князя Мышкина из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», который выражал ключевые идеи христианства. Но если Мышкина не поняли современники в XIX веке, то во времена правления царя Фёдора — тем более. Это один из персонажей, которых в литературе называют «лишними людьми». В связи с этим, спектакль подтолкнул меня к размышлению: готовы ли мы в XXI веке понять и принять такого человека? Думаю, вряд ли. Такие люди будут лишними во все эпохи».
Источник: http://oskol.city/news/culture/12327/
Сюжет «РЕН-ТВ. Старый Оскол» о спектакле.