Страстной бульвар, 10
Выпуск № 8-158 / 2013, В России
Анастасия Ефремова, театральный критик, президент фестиваля и благотворительного фонда Олега Ефремова.
Иногда рецензии пишутся сразу, по горячим следам. На одном недавнем фестивале польский коллега на утреннее обсуждение приходил с уже написанным текстом о вчерашнем спектакле в ноутбуке. Правда, качество оценить было трудно в силу невладения польским языком... Иногда рецензия по разным причинам откладывается, и тогда, по прошествии времени — «большое видится на расстоянии». Или не видится.
Спектакли Семена Лосева в Старооскольском театре и видятся, и помнятся, и чувствуются на любом временном расстояньи. Они так наполнены жизнью, что и становятся воспоминаниями жизни собственной. В маленьких залах без поднятой сцены (большая сцена ждет реконструкции) внимательно и подробно рассказываются истории. Уже давно прочитана повесть Валентина Распутина «Последний срок», просмотрено множество спектаклей по различным ее инсценировкам. В лосевском спектакле (по его же инсценировке), как и положено в хорошем спектакле, все — впервые. Дом на сцене устроен удобно и уютно, тесновато, конечно, да все под рукой. В центре кровать умирающей старухи Анны, и все — вокруг нее, как и было всю жизнь. Деловито и сноровисто по-деревенски родные готовятся... ко всему: и к приезду городских родственников, и к неминуемой смерти Анны. В неминуемости этой смерти нет ничего трагичного. В неприхотливом и нелегком деревенском существовании все естественно и просто. Совершенно не цинично, а просто познавательно: внучка Нинка (очень тонкая не по-детски работа Полины Яврумовой) проверяет зеркалом — дышит ли бабушка. Накрывается настоящей вкусной едой стол — может для встречи вызванных из города родственников, а может и для поминок. Приезжают «городские», и так очевидно, что все они — Семья, что дом этот — их родной Дом, что все связаны могучими кровными узами. Так приятно смотреть, как им ловко и привычно в этих теплых стенах, за этим столом, интересно слушать нехитрые новости, воспоминания, беззлобные несерьезные ссоры. Уже, казалось, призабыли про Анну, неподвижную на своей кровати. Но вот она очнулась, раздался поразительный голос, тонкий, звенящий, голос, напоминающий лунный луч, голос, истончившийся к концу жизни даже не до неслышимости, а до невидимости. И сама она истончилась, изжилась до ангельской хрупкости и прозрачности. Я ведь знаю актрису Марину Карцеву — молодую, красивую, яркую. Не может быть, что это она. Видимо, опечатка в программке. Гример, конечно, способен на разные чудеса, но как выцвели яркие синие глаза? Куда делась плоть? Роскошная грива волос? Перед нами существо уже почти не земное, уже скорее небесное. Совершенно очевидно, что срок действительно последний. Нечасто критику удается побыть просто зрителем. Когда что-то особенно трогает душу — это случается. И как простой зритель я искренне ощущала, что и спектакль этот — последний. Нет, Марина Карцева будет жить и здравствовать, но Анна? Только и осталось жизни дождаться младшую любимую Таньчору. Однако, спектакль продолжался и радовал замечательной игрой всех без исключения артистов. Ожесточенная, невеселая Людмила (Евгения Яврумова) привычно «держит спину». Лишь ненадолго оттаивает в родном доме, но впереди ждет одинокая городская жизнь. Там не расслабишься, но уже и не откажешься. Суетливая, затюканная бытом большой семьи Варвара (Нина Лаврова) наоборот открыта всем эмоциям: и голосить, и рыдать, и хохотать сразу. Натруженные руки под фартук прячет, садится на краешек стула, готовая вскочить — отдыхать не приучена. Главный мужик в доме — огромный, шебутной, наивный Михаил (Андрей Костиков) пьющий, конечно, но любящий и надежный. Основательная Мирониха (Лариса Гурьянова) крепко держит свою клюку и за жизнь крепко держится. Ее срок еще не пришел. Их диалоги с Анной и смешны до слез и трогательны. И Илья (Сергей Лысенко), и Надя (Валентина Жулина), и Степан (Сергей Скуридин) — интересно и тщательно сделанные роли.
Уж казалось бы наизусть выученная история «Моя старшая сестра» Александра Володина в постановке Семена Лосева смотрится с напряженным интересом. Это уже другая, но тоже малая сцена. Пространство достаточно широкое и мастерски освоенное. Ввиду какой-то архитектурной необходимости посредине сцены расположен вертикальный столб, который так замечательно «работает» в разных спектаклях, что без него и не представишь действия. На заднике высвечиваются дивной красоты виды Ленинграда. Жанр обозначен как «Ленинградская история середины ХХ века». В костюмах и оформлении соблюдены приметы времени вроде «холодильника» в ящике за окном. К Марине Карцевой в роли Нади вернулась и пронзительная синева глаз, и роскошные пепельные волосы, и превосходная фигура, и богатый голос. Диапазон возможностей этой прекрасной актрисы невероятно широк. Речь чиста и выразительна, но не менее выразительны паузы, которыми она владеет в совершенстве. А еще она умеет играть Любовь. Непростая Надина жизнь полна любовью. Прежде всего, конечно, к младшей сестре. Она любит беззаветно и тревожно. И она любит театр. Тоже беззаветно и до времени безответно. Любимая сестра Лида (Татьяна Соловей) совсем другая. Хорошенькая как куколка, точеная фигурка, яркая брюнетка, острая, резкая. Укутанная и согретая любовью сестры, она требовательно ждет от жизни радости, что совершенно естественно для молодости. Неудачи ожесточают ее. К концу истории она все так же хороша, но глаза погасли, и она кажется старше своей сестры. Очень неожиданно и интересно решена роль дяди в исполнении Юрия Шалева. Обычно его играют эдаким недалеким грубоватым простаком. А ведь он начальник (если под его руководством работает инженер), начальник в те годы почти наверняка помимо обязательного членства в партии имел отношение и к другой известной организации. Так что человек он совсем непростой и отчасти даже опасный. На протяжении нашей истории за ним чрезвычайно интересно наблюдать. С годами, с выходом на пенсию, с переменами в жизни сестер он, совсем не сразу становится абсолютно другим человеком. Не стареет, а именно качественно меняется. В финале невозможно поверить, что это тот самый первоначальный начальственный громогласный Ухов. Домашний стал такой, веселый дядька. А сколько еще интересного! Искрометная сцена экзаменов в театральное училище, где прием ведет сам маэстро Лосев, и абитуриенты своими «показами краба» буквально доводят зал до смехового катарсиса. Прекрасная работа Сергея Скокова в роли Кирилла. Веселый хулиганистый школьник, строгий юноша, мудрый сильный мужчина — всего-то за три часа — равно убедительный и естественный во всех ипостасях. Спектакль длинный, и история рассказана, а, кажется, что закончился на самом интересном месте. Так не хочется с ними расставаться.
Еще театр порадовал премьерой «Вертинский и дамы» по книге Александра Вертинского «Дорогой длинною», где зрители наслаждались никогда не могущими наскучить песнями в исполнении Игоря Богатырева и наверняка рады были узнать много интересного об удивительной жизни. Сделано это было очень стильно и изыскано под стать творчеству героя.
Очередная встреча с этим театром взбодрила как кислородный коктейль. Забудем про временные локальные проблемы — они были и будут. А русский репертуарный психологический театр жив и прекрасно себя чувствует!