После смерти Василия Шукшина, когда прошла «мода» на писателя-деревенщика, Лидия Федосеева-Шукшина много лет не давала театральным режиссёрам разрешения на постановку спектаклей по его произведениям. Причина? Халтура, отсутствие понимания всей глубины творчества редчайшего по своей искренности художника. Но был один ленинградский режиссёр, который от переизбытка душевной боли, связанной с уходом удивительного русского дарования, создал в 1975 году потрясающий спектакль. И вдова Шукшина эту работу посмотрела — тогда весь Ленинград валом шёл на постановку. Она запомнила имя режиссёра: Семен Лосев, и ему первому разрешила работать с текстами Василия Макаровича...
Сегодня Семен Михайлович, художественный руководитель Старооскольского театра, готовит городу замечательный подарок — спектакль «Приезжие» по мотивам рассказов Василия Шукшина. 21 июня на малой сцене театра состоялся «генеральный прогон» будущей постановки, которая является дипломной работой выпускников Ярославского государственного театрального института. Это, по-сути, мудро переработанный спектакль Семена Лосева. Постановка многократно усилена песнями в исполнении известного в Старом Осколе барда Григория Левицкого, голосом самого Василия Шукшина, который в контексте спектакля потрясает до самых снов.
Пять рассказов. предвестников киносценариев, легли в основу пяти отдельных сюжетов дипломной работы под названиями: «На кладбище», «Любовь Пашки Холманского», «Стёпка», «Брат мой», «Штрихи к портрету». В качестве режиссёра на этот раз выступил талантливейший актёр Сергей Лысенко. В последнем сюжете «Штрихи к портрету» он так исполнил роль Князева, что зрители раскачивались от смеха и плакали. Ярко выраженный шукшинский чудик, страдалец за судьбы Родины, написавший в восьми тетрадях трактат о государстве, забавный проповедник, которого бьют и гонят, смотрит людям в самую душу своими наивными, чистыми глазами и что-то переворачивается внутри и нестерпимо болит!..
А не чудик ли Стёпка, сбежавший из тюрьмы за три месяца до освобождения?! Студент Евгений Черноусов, сыгравший эту роль, бесподобен, словно выходец из алтайской деревни Сростки! Чего стоит одна его походочка! Вообще, вся массовка в этом сюжете и каждый персонаж в отдельности вызывали чуткую реакцию зала. Не покидало ощущение реальности происходящего, словно все мы, разместившиеся в двух шагах от сцены, сидим за праздничным столом и отмечаем досрочное освобождение молодого односельчанина. Игра была такой заразительной, яркой, всепроникающей, что стёрлись все театральные условности!
Чудил и молодой парень Сеня, предложивший старшему брату жениться на своей любимой девушке, и Пашка Холманский, ищущий идеал женщины.
В одном интервью Василий Шукшин сказал о своиз героях:
«- Меня почему-то всегда интересовали люди, как бы это сказать, с отклонениями от нормы, чтоли. Чудаки, например. Я давно заметил: они талантливы и красивы. В красоту входит понятие „любовь“ к отцу, матери, Родине. Вы спросите, в чём же красота этих людей? В их сопричастности судьбе народа. Отдельно от народа они не живут... Скука изгоняется там, где есть интересные, так называемые „странные“ люди. Однако не торопимся ли мы порой приклеить им ярлык? Может, это мы „странные“, а они-то как раз и есть нормальные люди! И очень часто беспокоит нас соседство таких вот чудаков...»
Беспокоит и спустя три с лишним десятилетия после появления этих героев! Это могут засвидетельствовать старооскольцы, оказавшиеся в воскресный вечер в городском театре. Незабываемы сцены, которые потрясающе сыграли Сергей Скуридин — парень в зоопарке, Татьяна Сопина — старушка на кладбище, Николай Погожев — дед, Марина Федорищева — Нюрка, Алексей Белан — Сеня, Татьяна Соловей — Валя и другие. Действующих лиц было больше тридцати, и мы не успевали проследить рисунок игры каждого в отдельности актёра. Но в общем картина, созданная Семеном Лосевым совместно с Сергеем Лысенко, хореографом Анной Дороховой, художницами Татьяной Скуридиной и Татьяной Сопиной, оставила в душе самый живой отзвук.
Слушатель проникновенный монолог старушки в исполнении Татьяны Сопиной и вспоминаешь Василия Шукшина с его откровением: «Мать — самое уважаемое что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости! От чего весь народ поднимается в гневе, когда на пороге враг? От того, что всем жалко своих матерей, детей, родную землю. Жалко! Можете не согласиться, только я знаю и про святой долг, и про честь, и про достоинство, но ещё в огромной мере — жалко!»
Настолько жалко мать, потерявшую сына, что у зрителей непроизвольно текут слёзы.
Вникаешь в суть поступков и слов младшего брата Сени и понимаешь, что имел в виду Шукшин, написавший: «Когда говорят о сельском интеллигенте, сразу возникает представление об учителе, враче, агрономе, вплоть до бухгалтера. По-моему, это узковато. Мне бы хотелось подвести под это понятие — интеллигент — крестьянина, мужика.
...Он, может быть, далёк от всяких там течений и споров в искусстве, не умеет длинно и гладко говорить, но, тем не менее, он есть истинный интеллигент. Его отличает глубочайшая порядочность, уважаемая и охраняемая всем селом...»
Сеня — альтруист, мечтатель, и это сказано о нём!
Как удалось связать воедино, одним нервом пять таких разноплановых сюжетов? Как можно было достичь такой концентрации и такой амплитуды колебаний человеческих чувств, посредством перевоплощения, я не знаю. Радуюсь за наш театр. Дипломная работа выпускников заслуживает отличной оценки. По словам Семена Лосева, после «защиты диплома» перед преподавателями ЯГТИ, работа над спектаклем продолжится. А в сентябре — премьера. Следите за афишами!
Ирина Фролкина
Статья была ранее опубликована в газете «Электросталь»,
публикуется с сокращением с сайта Кавиком