Сказочный мир по Шукшину
То ли сказка, то ли быль.
Для взрослых в одном действии.
Старооскольский театр для детей и молодежи имеет в репертуаре достаточно большое количество интересных спектаклей. Одним из лучших и оригинальных, без сомнения, можно назвать «До третьих петухов» по рассказу Василия Шукшина.
Если в тусклый зимний вечер, возвращаясь после работы или учебы домой, у вас на душе скребут кошки от досады на непогоду, если весь белый свет не мил — сходите в театр на спектакль по произведению Шукшина.
Окажетесь вы в уютном и теплом малом зале, среди по-домашнему удобных коричневых деревянных стульев и добрых лиц зрителей, постепенно отходящих от уличного холода и предвкушающих веселье.
Декорации
С виду темные драповые шторы, которыми украшена сцена, ничего не говорят, но как только гаснет свет, происходит функциональный переворот и зритель перемещается, как по волшебству, в абсолютно другое, сказочное, место. Атмосфера по ходу действия меняется не раз, но всегда остается энергичной и добродушной. Даже черти выполнены как-то уж слишком душевно. Не вызывают они ни чувства протеста, ни пренебрежения, ни даже отвращения. А чертик, в исполнении Евгения Черноусова получился особенно хорош.
Спектакль не на шутку ироничный, местами даже саркастичный. Узнается почерк самого Шукшина — всегда острый, неожиданный и злободневно-автобиографичный. Срежиссировала произведение Лариса Гурьянова, а постановка, которая, кстати, как обычно, на высоте — Семена Лосева.
Действие
Само действие разворачивается в тихой и мирной библиотеке, где главный герой, он же Иван-дурак, вечный жених, с гитарой за плечами и добрыми помыслами за душой берет книгу Шукшина «До третьих петухов» у совершенно типичной, провинциальной девушки Василисы «с Дона», работающей там библиотекарем.
Свет сменяется полумраком, звенящую библиотечную тишину разрезают голоса книжных героев разных эпох. Вот Бедная Лиза в исполнении Марины Федорищевой, говорит о любви и свадьбе, ревностно требуя у Ивана справку о том, что он не дурак. Илья Муромец, восклицающий о нравах женщин 20 века «Срам!». Онегин, энциклопедия русской жизни, предстает для зрителей несколько искаженно и комично — вечным дуэлянтом, готовым вступать в распри с любым желающим, будь то Обломов или донской казак с острой-приострой саблей.
За этими абсурдными рассуждениями о жизни века 20-го, нравах, поведениях, и даже внешнем облике девушек, кроются совершенно не шуточные, а порой и грустные мысли.
Итог
Итак, спектакль «До третьих петухов» — динамичная история, не только повествующая, но часто поющая и танцующая о похождениях Ивана-дурака, который вовсе не дурак, а самый что ни на есть умный, да еще и чертовски обаятельный. Главную роль исполнил Дмитрий Горбовский, ему же принадлежат и песни, исполняемые на протяжении всего действа.
Спектакль наполнен сказочными персонажами и особенными характерами. Все, от пресловутой Бабы Яги (Ольга Кузнецова) до мудреца с его недействительным «нежданчиком» (Александр Гаврилов) нарисовано ярко и интересно. Один медведь (Сергей Криницин), с охрипшим от курения голосом, чего только стоит.
Не хочется быть банальной, но вывод можно сделать только один — прекрасный спектакль, уютная атмосфера (жаль, что сцена малая), интересные лица, хорошая игра и конечно, замечательный Василий Шукшин!
Юлия Губерна
Газета «Ориентир» (АТЭ) №4 (1019)