Старооскольский театр для детей и молодежи достаточно молод. Хорошо расположен — прямо напротив городского управления, обладает несколькими симпатичными рабочими площадками, в смысле, сценами, под одной крышей. Приятен глазу со стороны. Публики много, публики активной и доброжелательной. Есть ощущение Жизни и Работы. Художественный руководитель Семен Лосев, возглавив театр, поставил задачу непростую, трудо-энергоемкую, благородную и вместе с тем — благодарную: воспитание грамотного театрального зрителя. Дети и молодежь, вы не читаете книг, черпаете информацию из телевизора и интернета, не научились получать удовольствие от настоящих произведений искусства? Что ж, будем учиться. Простым примером такого обучения является спектакль-концерт по песням на стихи Евгения Евтушенко «Женя, а вы знаете...». Форма спектакля-концерта очень хороша для учебы, в смысле простоты восприятия. Хотя, разумеется, совсем не проста в воплощении. Песен на стихи нашего практически последнего из «великих могикан» написано великое множество прекрасными композиторами. Старший и средний возраст воспринимает мгновенно и ностальгически умиляется. Есть, что вспомнить под «Чертово колесо», «Как страшно, если вдруг тебя разлюбят», «Бежит река», «Весенней ночью думай обо мне», «Вальс устарел» и т.д. Исполнено было несколько малоизвестных песен. Стал песней даже знаменитый вальс из кинофильма «Берегись автомобиля». Но мы в молодежном театре, где в зале и на сцене — молодые, не имеющие этих коридоров памяти, ведущих в то время, когда эти песни звучали повсеместно. Что и почему трогает их? А трогает несомненно, и увлеченно играющих и благодарно аплодирующих. Прежде всего, простите за суховатый термин, элементарно проверенное временем качество. Прекрасные мелодии, прекрасные тексты. Не знаю, будут ли через тридцать лет слушать, например, группу «Муммий Тролль» — время покажет, но эти песни, если и не для дискотек, то для театра хороши и сегодня. Про любовь, про одиночество, про жизнь. Хороши еще с того времени, когда в Москве на площади Маяковского и в Политехническом читали стихи, а потом без опаски гуляли по ночным улицам, где не взрывали и не убивали массово и безнаказанно. В учебниках это названо эпохой застоя. Но, как «у природы нет плохой погоды», так и в любом прошлом есть хорошее. В нашем случае — прекрасное.На сцене — чугунная ограда, скамеечки, подобия деревьев и — красочный задник — он же — экран. Прием экрана все чаще используется в последнее время. Иногда органично, иногда ужасно, иногда так себе просто не от хорошей жизни. Семен Лосев выложил на экран не только свой собственный, эксклюзивный, кропотливо и долговременно собранный кино-фотоархив, но, кажется, и душу тоже. Как внимательно смотрят девушки и юноши в зале на прекрасные вдохновенные экранные лица, слушают голоса! Наши «шестидесятники» — святые и грешные, прозорливые и наивные, упоенные надеждой и разочарованные обманом. «Современник», «Таганка», БДТ, Вознесенский, Рождественский, Окуджава, Ахмадулина. Редчайшие кадры с Бродским, сопровождающие изумительно сыгранную и спетую двумя юношами песню «Сизый брат». Смотрите, смотрите, ребята, они все уже ушли. С кем теперь поболтать и поспорить Евгению Александровичу, проживая в Оклахоме? Как хорошо, что он увидел этот спектакль. Как хорошо, что был в России в первую очередь все-таки поэтом. Да и надо ли больше?
Меняются кадры, идет спектакль. Вот уже и просится клише, что не все номера равнозначны. Разумеется, неравнозначны. Ведь это еще и картина эстрады тех лет. Иногда отчасти пародийная. Вот, например, ну чисто Анна Герман — трогает. А Эдуарда Хиля и тогда терпеть не могла, и сегодня не восприму. Песня «Бежит река» (это, где «нет любви хорошей у меня») сделана целым маленьким водевилем с характерами и отношениями. И ведь научились играть на гармони — молодцы! «Чертово колесо» «прокрутили» пластически очень изящно и изобретательно. Работали в целом бережно-лирично, с юмором, иногда с патетикой, а то и с пафосом — песни-то разные. Не обойтись без «Хотят ли русские войны», а как ее сыграть? Конечно, не все так шоколадно. Возможны претензии и к костюмам, и к отдельным мизансценам, к не совсем порой внятной хореографии. Все это преодолимо, потому что случилось главное: понимание и проживание материала артистами и такое же понимание зрительного зала. Общее дыхание — это бывает не так часто. И, кстати, после нескольких премьерных спектаклей в книжных магазинах Старого Оскола раскупили все книжки Евтушенко. Как же я рада и за поэта, и за горожан, и за театр.
Несколько по-другому Лосев поставил спектакль с тем же названием для своих студентов, которые объединились в Новый русский театр в Латвии, в Риге. Спектакль принимал участие в фестивалях «Соотечественники» в Саранске и «ПостЕфремовское пространство» в Москве и был принят очень тепло. Я знаю, что режиссеру предлагали повторить постановку в других театрах в качестве легкого выездного варианта. Он отклонил эти предложения, рассматривая свою работу прежде всего как педагогическую, требующую немало времени не только для постановки вокала и движения, но и для воспитания в молодых артистах вкуса и чувства поэзии. В оскольском спектакле это время потрачено не зря.
Ефремова Анастасия «Страстной бульвар»Выпуск № 7-137/2011.