Старооскольский театр для детей и молодёжи играл свой спектакль о Пушкине в Царскосельском лицее. Театр для детей и молодёжи в Старом Осколе недавно отметил 15-летие. Казалось бы, что за дата? Но для культурной жизни города, который никогда не имел театральных традиций, целая эпоха. Загляните для убедительности в словарь Брокгауза и Ефрона: «Эпоха — определённый период в истории, отмеченный какой-то одной характерной чертой; событие, которое начинает собой такой период». Так вот, событие в данном случае — рождение самого театра, а характерная черта — формирование театральной публики, которая включает в себя уже несколько поколений. В том числе и то, которое в прямом смысле выросло на спектаклях этой труппы.
Пушкин, Тургенев, Чехов, Горький, Андерсен... Вот лишь малая часть художников, чьим языком говорит со своим юным и взрослым зрителем театр в Старом Осколе. Кто-то скажет: «Ну да, сегодня классика преобладает в репертуаре любого театра». Так оно и есть. Только классика классике рознь. Где, скажем, можно увидеть на сцене «Вешние воды» И.С.Тургенева? Такой пьесы никогда не было. Но художественный руководитель Старооскольского театра Семён Лосев так увлёкся последней повестью Ивана Сергеевича, что сделал собственную инсценировку прозаического произведения, открыв в лирическом повествовании иронические акценты. Спектакль в результате получился, может быть, в чём-то и спорный, но удивительно интересный.
И можно только благословлять судьбу, а вернее, бывшего главного режиссёра театра Виктора Оршанского, который сумел убедить своего педагога Семёна Михайловича Лосева переехать в Старый Оскол из Риги, где он многие годы работал в некогда знаменитом театре русской драмы. К сожалению, сам В.Оршанский вскоре вынужден был уехать по личным обстоятельствам в Санкт-Петербург, но традиции, заложенные им, остались. А Семён Михайлович Лосев развил их как режиссёр и педагог. Надо видеть, как внимают ему — ученику одного из самых талантливых деятелей мирового театра ХХ века Г.А.Товстоногова — артисты театра. С.М.Лосев издал книгу, в которой собрал скрупулёзно записанные им стенограммы репетиций гениального мастера.
Однако книга — книгой, а главная задача С.М.Лосева как художественного руководителя — формирование творческой политики вверенного ему коллектива и, в первую очередь, афиши. То есть то, без чего немыслим ни один репертуарный театр. Семён Михайлович открыл в Старооскольском ТЮЗе малую сцену, поставив здесь и «Эй, ты, здравствуй!» М.Мамлина, и «Александр Пушкин. Детство», «Александр Пушкин. Лицей». С последним, кстати, театр принимал участие в одном из благотворительных фестивалей «Дворцы Санкт-Петербурга — детям!». Причём старооскольцы играли свой спектакль в одном из залов Царскосельского лицея, где прошли детство и юность гениального поэта.
Но если говорить о Старооскольском театре, то сцена здесь не одна, а целых три. О малой, которая, по сути, стала в последнее время детской, где играются в основном сказки, мы уже упомянули. Но есть ведь ещё и студенческая сцена, на которой происходят все эксперименты студийцев. А Старооскольский театр существует именно как театр-студия, где совместно с Ярославским театральным институтом растят собственные актёрские кадры. Ну и, конечно, невозможно представить театр без большой сцены. Всё это позволяет значительно расширить репертуар. Я не поверила своим ушам, когда услышала, что в афише более тридцати спектаклей! И не только сказки или классика, те же «Вешние воды» И.Тургенева, «Три сестры» А.Чехова, «Тяжёлые дни» А.Островского, «Вся надежда моя» (по мотивам пьесы М.Горького «Васса Железнова»), но и современная драматургия: «Варшавская мелодия» Л.Зорина, «В день свадьбы» В.Розова, «Первый тамбур» М.Задорнова, «Французские страсти на подмосковной даче» И.Разумовской, «В будущем году, в то же время...» К.Слэйда, «Женя, Женечка и «катюша» Б.Окуджавы, «Приезжие» В.Шукшина, «Последний срок» В.Распутина, «Вкус черешни» А.Осецкой...
Старооскольские артисты отличаются ещё и тем, что почти все они прекрасно поют. Далеко не каждый театр может этим похвастать. И уж тем более поставить такой спектакль-концерт, как «Женя, а вы знаете...», который весь построен на песнях, написанных разными композиторами на стихи Евгения Евтушенко. Сам Евгений Александрович, узнав о существовании такой театральной работы, лично приехал в Старый Оскол. А позже пригласил театр показать этот спектакль в Москве — в большом зале Политехнического музея.
Пятнадцать лет пролетели как один год. Выросло не только новое поколение зрителей, но и артистов. Совсем юными приехали в Старый Оскол Сергей Лысенко, Андрей Костиков, Александр Гаврилов. А сейчас каждый из них стал мастером сцены, лауреатом высшей областной театральной премии имени М.С.Щепкина. А публика уже называет своими любимцами не только тех, кого мы упомянули, но и Дмитрия Горбовского, Игоря Богатырёва, Сергея Скуридина... И внимательно следит за успехами Ольги Кузнецовой, Сергея Скокова, Алексея Белана, Марины Федорищевой, которые ещё только учатся в филиале Ярославского театрального института. А ведь на базе театра работает ещё и детская студия — ещё одно поколение будущих «звёзд» старооскольской сцены.
Жизнь продолжается...
Ольга Истомина
«Белгородские известия»