В Старооскольском театре для детей и молодежи 10 мая, сразу после Дня Победы состоялась премьера спектакля по пьесе Леонида Зорина в постановке Семена Лосева «Варшавская мелодия». Семен Михайлович считает пьесу нашей советской классикой, в которой вечная тема любви не только каждым режиссером, но и каждым зрителем читается и видится по-своему. Он много раз смотрел историю о любви Виктора и Гелены и все спектакли были абсолютно разные. Если при постановке классики у режиссера нет своего решения, и спектакль не поворачивается какой-то другой, новой стороной для зрителя, то нет и спектакля. А нужно, чтобы он вызывал трепет в душе у сидящих в зале, чтобы посмотреть его хотя бы один раз, почувствовав этот гимн любви, вечная ее тема навсегда осталась у зрителя в сердце и в памяти. Но даже в драме Семен Лосев увидел не только трагедию двух влюбленных. Он открыл, что в пьесе много юмора и сумел поставить «Варшавскую мелодию» так, чтобы в гимне о любви прозвучали и присутствовали «...И смех, и слезы, и любовь!».
Заканчивался первый послевоенный 1946 год, и приближалась встреча нового 47 года. Когда они случайно повстречались на концерте послушать музыку Шопена и влюбились. Виктор, со школьной скамьи попавший на фронт, и поэтому не испытавший еще любви, в солдатской форме без погон учится в институте, собирается стать технологом по приготовлению вина. Гелена студентка консерватории, молодая смешливая девушка с косичками, студентка консерватории из братской Польши в скромном черном платьице с белым воротничком.
Виктор считает себя счастливчиком, ничего и никого, даже Гитлера не боится, мечтает когда-нибудь создать сою марку вина, у которого будет такие необыкновенные букет аромата и благородный вкус выдержанного после брожения в дубовых бочках виноградного сока, а Гелена собирается стать певицей, у которой есть не только голос, а и поющая душа.
Что еще могло произойти в новогоднюю ночь, когда соединяются музыка и вино? Только любовь.
Гелена подшучивала над открытостью Виктора:
— Надо скрыть свое чувство, чтобы потом сделать открытие, — и все поддразнивала его. - Букет и вкус вина требует выдержку.
Намекая, что не следует торопиться с женитьбой! И вот когда казалось счастье близко, они узнают об указе — советским гражданам не разрешается заключать браки с иностранцами. Влюбленные, считавшие себя уже мужем и женой, в отчаянии. Гелена как будто предчувствовала драматическую концовку их взаимоотношений:
— Границы между странами, между людьми, а где грань нашей любви?
Она умоляет своего Витэка:
- Ты же счастливчик — придумай что-нибудь!
И он кричит так, что душа разрывается на части:
— Я обязательно что-нибудь придумаю.
Только сразу чувствуешь по его интонации в голосе (эту сцену блестяще, бесподобно сыграл Андрей Костиков) такую безнадежность... и понимаешь — ничего он не сумеет сделать.
Семен Лосев как режиссер сумел усилить трагедию крушения надежды влюбленных неожиданным приемом. Начинается спектакль с полупрозрачного занавеса через который просвечиваются темные силуэты деревьев. А через него струится золотистый свет. Зрителю кажется, что и не занавес это вовсе, а занавеска. Занавеска на окне, в которое мы случайно заглянули и на мгновенье стали невольными свидетелями трагедии Виктора и Гелены. В кульминационной сцене гаснет свет, золотистый занавес становится чернее ночи, сливаясь с чернотой кулис. И вдруг ощущаешь в этом беспросветном мраке какой-то оптимизм: на двух черных кулисах видны силуэты белых стволов и ветвей деревьев! Мир любви не умер, он затаился на время, замер за окном с траурной занавеской.
Прошло 10 лет. Они встретились в Варшаве, куда доктор наук Виктор приехал в командировку и сразу же позвонил Гелене, известной певице. У нее успех, поклонники, муж театральный критик с бархатным баритоном.
Да и Виктор женат: она по его словам, очень хороший человек. Встреча двух состоявшихся в жизни людей происходит тепло, но без той душевности и наивности первой встречи. Бесподобное перевоплощение актеров Андрея Костикова и Татьяны Курдиной. Куда пропал бесшабашный и бесстрашный паренек Витя? Он стал осторожным, подчинившись «жизненным обстоятельствам». Зато сквозь маску светской львицы у Гелены, Татьяна убедительна в своем порыве, светится та же страсть первой любви. Но они опять не могут переступить через ее грань и холодно расстаются.
Через 10 лет опять встреча, но уже в Москве. Гелена на гастролях, Виктор в командировке. Рефреном через весь спектакль звучит песня Анны Герман «Эхо любви». Неужели в их сердцах звучит только эхо любви и ничего больше? Неужели из молоденького чудака Виктор превратился во взрослого мудреца?
Семен Михайлович отличный театральный профессионал. Он умело в последней сцене показал, как переодевается эстрадная певица, меняя помпезное платье красного цвета, цвета страстной любви, на белый целомудренный наряд невесты, так и не ставшей официальной женой.
У него в спектакле каждый атрибут играет свою роль. Солдатский ремень превращается в гирлянду, украшающей елочку, а звезда на бляхе, звездочкой на ее вершине. Дискобол в музее, где влюбленная пара беспрестанно целуется, неожиданно выпрямляется и качает сокрушенно головой: «Ах, молодость, молодость». Портрет Сталина, стоявший на комоде, проецируется на экран, и вождь грозно хмурит брови, наблюдая за любовными проделками парочки.
Семен Лосев — романтик. Он верит, что истинная, почти сказочная любовь бывает. И хочет, чтобы в это поверил и зритель. Золушка, по-польски Пепелушка, стала королевой. Принц, в начале их знакомства, купил в подарок ей тесноватые туфли, и кое-как умудрился обуть их на ножку Гелены. Но даже в сказке, если туфелька не подходит к ноге невесты, она никогда не станет его женой. В драме Леонида Зорина происходит не сказочный конец, happy end, а обыкновенный, реальный. Первая любовь не всегда заканчивается браком. Но именно ее свет и тепло помогли героям пьесы состояться в жизни. Зрители смеялись, плакали, переживали за Гелену и Виктора. Вечная классическая литературная тема о вечной любви всегда будет волновать их сердца.