РОЗОВ Виктор Сергеевич (р. 1913) – русский советский драматург, пожалуй, самый популярный с середины 50-х годов по 80-е годы.Почти все его пьесы экранизированы и в каждом фильме появлялись новые звёзды советского кино. «В добрый час!» (Леонид Харитонов), „Вечно живые“ — фильм „Летят журавли“ (Татьяна Самойлова, Алексей Баталов); „В поисках радости“ — фильм «Шумный день» (Олег Табаков, Лев Круглый), „В день свадьбы“ (Лариса Малеванная), „Традиционный сбор“ (Ольга Яковлева), Анатолий Папанов в телеверсии спектакля Театра Сатиры «Гнездо глухаря».
Драматургию Виктора Розова любили артисты. Он сам начинал как актёр. И если бы не ранение в ногу во время войны, он не бросил бы актёрскую профессию. Но осталось чувство
театра изнутри. Он задавал себе вопросы: а есть что играть? Интересно ли? Как сделать так, чтобы даже в нескольких фразах прочитывалась Судьба человека? И писал так, что, не
говоря о главных ролях, даже маленький эпизод мог стать бриллиантом.
Драматургия Розова пугала «верха». Не послужила охранной грамотой Государственная премия СССР (1967). К тому времени уже был раскритикован и запрещён киносценарий «А, Б, В,
Г, Д...». А в дальнейшем с трудом пробивались на сцену «Перед ужином», «Четыре капли» и «Кабанчик». Фильмы проходили цензуру ножницами, нещадно резали все казавшиеся опасными реплики, эпизоды, сцены, линии, мучили режиссёров досъёмками, новым монтажом. Так произошло и с пьесой «В день свадьбы». Киновариант почти ничего общего с пьесой не имеет.
Тогда Розов надолго ушёл в инсценирование классики: Гончаров, Достоевский. Но и здесь цензура не оставляла его: что он хочет сказать классикой сегодня? Не слишком ли остро звучит текст?
Виктор Сергеевич никогда не писал по заказу. Только по воле сердца. Он, ненавидящий демагогию, двуличие заставлял думать и решать читателей, зрителей: а что нравственней? Может, именно поэтому в настоящее время поднимается вторая волна интереса к его драматургии?!
Наш театр обратился к пьесе Виктора Розова «В день свадьбы». Почему сегодня?
В жизни каждого человека возникает момент выбора. Сию минуту тебе надо сделать следующий шаг. Он повлияет на всю твою линию жизни. Как поступить? Проблема вечная.
Премьера – 27 марта 2009 года
Продолжительность спектакля – 2 ч. 20 мин. с антрактом
В ролях:
Илья Салов — Сергей Лысенко
Нюра — Валентина Жулина, Марина Карцева
Женя - Виктор Игнатов, Сергей Скоков
Николай — Андрей Костиков
Рита — Евгения Яврумова
Нелли — Татьяна Сараева
Михаил Заболотный — Игорь Богатырёв, Егор Лифинский
Василий Заболотный — Евгений Черноусов
Клава Камаева — Татьяна Курдина, Татьяна Соловей
Майя Мухина — Ольга Кузнецова, Марина Федорищева
Тоня — Нина Лаврова
Оля Кожуркина — Екатерина Алексеева
Менандр Николаевич — Дмитрий Горбовский
Матвеевна — Татьяна Фартушная
Сергеевна — Екатерина Бойко
Алевтина Петровна — Наталия Симкович
Музыканты, гости — актёры, работники театра
Отзывы из социальной сети Вконтакте:
О закрытии спектаклей обычно стараются не объявлять громко — прощаться с ними всегда грустно, но рано или поздно это приходится делать. В торжественной обстановке, приуроченной к Международному дню театра,в СТДМ им. Б. И. Равенских простились со спектаклем, поставленным Семёном Лосевым по пьесе Виктора Розова «В день свадьбы», премьера которого состоялась 14 лет назад.
Страсти над Волгой
Подготовка зрителя к путешествию во времени начинается с первого звонка — через проектор на занавес выведен ретро-телевизор, по которому транслируется передача «Намедни–64» о героях и знаковых событиях той эпохи. Под всеми знакомую мелодию песни «Течёт река Волга» завязывается история: счастливый Илья Григорьевич (Сергей Лысенко) получил «страховку жизни» — 200 рублей, которые собирается потратить на организацию свадьбы для своей дочери Нюры (Марина Карцева) и её жениха Михаила (Егор Лифинский).
Несмотря на минимализм в оформлении, сельский колорит угадывается легко: забор, деревянное крыльцо, различного рода бытовая утварь, которая у многих, как правило, бесхозно разбросана по всему двору. На заднем плане величественно раскинулся один из главных свадебных атрибутов — фата, символ чистоты и невинности. Будущая невеста Нюра и впрямь — олицетворение целомудренности и скромности. Она энергично хлопочет о свадебном наряде и пытается всячески угодить будущему мужу. Искренне любящая Михаила, она расцветает рядом с ним, их взгляды нежны и ласковы, нет никаких сомнений, что это долгожданный и прочный союз.
Скромный, угрюмый парень из детского дома Михаил на контакт идёт с неохотой, лишь единожды будущий тесть умудряется разговорить его и узнаёт о трудном военном детстве, которое однако не озлобило и не настроило против людей, а наоборот, выработало повышенную ответственность перед ними и серьёзность чувств.
— Впервые спектакль «В день свадьбы» я увидел будучи студентом второго курса. Сказать, что он произвёл на меня впечатление — ничего не сказать. Это было похоже на крушение трёх теплоходов на полном ходу! Сердце разрывалось от красоты и масштаба увиденного. Разумеется, тогда я даже думать не мог о том, что когда-нибудь стану героем этой прекрасной трагедии, — делится Егор Лифинский.
Вихрем на сцене появляется детдомовский друг Михаила, Василий (Евгений Черноусов) — открытый, весёлый рубаха-парень, который, по мнению большинства, только и озадачен тем, что поиском новой пассии. Несмотря на противоположность характеров, они друзья, и только с Васькой молчаливый Михаил может быть разговорчив и откровенен. Удивительным образом во втором акте раскрылся персонаж Василия, который при всей своей безответственности и ветрености в любовных делах точно расставил приоритеты в сложившейся ситуации и единственный смог сказать самые сложные слова Нюре и Михаилу, сделать то, что никто не осмеливался.
Поклонница Васьки, Майя Мухина (Марина Федорищева) такой же внутренней мудростью похвастаться не может. Сельская стерва в порывах необузданной страсти не стесняется опускаться до откровенного шантажа и не торопится подбирать выражения — любое крепкое словцо в её устах звучит горячо и убеждённо.
…Ничего не предвещало беды, но как гром среди ясного неба прозвучала новость о том, что Клава Камаева (Татьяна Курдина), давняя любовь Михаила, возвращается в родные края из Ленинграда. Не подозревающая, чем всё это может обернуться, Нюра, с присущей ей добротой и непосредственностью, приглашает будущую соперницу на торжество. Волнение будущего жениха нарастает с каждым его появлением на сцене, символизм мерещится даже в песнях: «Не гляди назад, не гляди, просто имена переставь».
В сопровождении вечно недовольной жены Риты (Евгения Яврумова), с громоздким свадебным подарком — подержанным телевизором, появляется старший брат Нюры, Николай (Андрей Костиков).
— Ох, и нравится мне мой Николай Ильич. Классная роль, многогранная. Шикарная амплитуда от забитого подкаблучника до монстра, готового раздавить любого человека, вставшего на пути, — говорит артист Костиков о своём персонаже.
«Отпускаю!»
Яркий юмористический акцент в спектакль привносит появление оркестра (Сергей Криницын, Алексей Белан, Сергей Скуридин, Алексей Морев). Виртуозы музыкальных инструментов покоряют публику своей простотой и незатейливостью. Массовые сцены с танцами и просмотром телевизора, бесспорно, формируют трепетную вовлечённость зрителя, и мне кажется, что именно тогда наступает полное погружение — ощущение сопричастности.
Некогда скупой на слова Михаил решает взять инициативу в свои руки и вызывает Клаву на откровенный разговор, из которого становится понятно, что невесту он не любит, а жалеет, но отрекаться от обещанных слов не будет — женится.
Второй акт богат на поразительные трансформации героев, чего только стоит Николай — покладистый подкаблучник становится тираном и всяческими угрозами пытается наставить заблудившегося Михаила на путь истинный. Будущий жених подавлен и расстроен, он в смятении и не знает, как поступить. Тем временем слухи доходят и до Нюры. Добрая и простодушная девушка в миг сатанеет, когда вскрывается болезненная правда. Что-то животное просыпается в ней, она кидается на Василия, как раненый зверь, и готова на всё ради собственного счастья. Успокаивает заплаканную Нюру Рита, которая в приглушённом свете софитов, словно на исповеди, рассказывает свою историю несчастной любви и несчастливой семейной жизни. На следующий день судачит весь посёлок, но торжество состоялось — Михаил и Нюра расписались и вернулись в отцовский дом.
Почему эта советская пьеса актуальна по сей день? Потому что говорит о неизбежном во все времена нравственном решении. Острый драматический выбор проходит в душах людей, где борются правда и искренность с эгоизмом и лицемерием. Выбор — поступок, который может кардинально поменять не только твою судьбу, но и судьбы близких людей. Нести ответственность за этот выбор придётся каждому человеку в любую эпоху.
У каждого своя правда, понимание морали, особенно во взаимоотношениях мужчины и женщины, но есть ли какая-нибудь одна главная правда — общечеловеческая? Мощной трагической кульминацией оборачивается свадебное торжество.
— Иди, Миша, иди! Миша мой! Не могу! Отпускаю! — отчаянный крик в финале вырывается у Нюры словно из самого сердца.
К мастерски сыгранным персонажам Егора Лифинского и Марины Карцевой проникаешься всецело — ком в горле и мокрые глаза, глядя на обоих. И тут уже не хочется разбираться — кто прав, а кто виноват, ведь в любовных делах все мы ходим по тонкому льду.
Сергей СКЕРОНОВ
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем...
В День театра „В день свадьбы“В.Розов
Зрителей — тьма. Аншлаг в зале рябил отстветами лиц. Казалось, даже на балконе старого театра люди сидели в несколько рядов. Мне 10. Я тайком посматривала в зал, хоть мне и говорили так не делать. На меня смотрели в ответ, с искренним любопытством и удивлением. Я не волновалась. Я ведь уже учёная, это моя вторая роль со словами и третья в принципе. Страшно было истерику закатывать: кататься по полу, драть глотку, кулаками стучать по сцене. Но вроде бы и справилась неплохо. Честно сказать — не помню. Помню — цветы подарили — как самой настоящей артистке.
Видимо, хорошо получилось сыграть несносного, избалованного ребёнка. Позже, спустя годы, мне ни раз предстояло сталкиваться с такими детьми по работе. Но в тот момент я даже не думала об этом.
Лихо прошло 14 лет. Моей роли пора выдавать паспорт.
. Светлана Карапузова 28 мар 2023 в 0:02
Лучше и не скажешь! Спасибо огромное всему коллективу за бурный поток эмоций, который я испытала сегодня на спектакле „В день свадьбы“. Заключительный аккорд такого поучительного виража жизни. Отпускаю)))
Огромное спасибо всем артистам, которым удалось погрузить зрителей в атмосферу чувств и мыслей героев. Декорации и предметы быта позволили вернуться нам в прошлое время, вызвать ностальгические чувства. Очень жаль, что этот спектакль уходит из репертуара театра...26 мар в 22:54
Евгений Черноусов, браво! 27 мар в 8:41
Потрясающий спектакль! Три раза смотрела и три раза плакала. А заставить зрителя плакать это не так просто, и сыграть так чтоб он ещё пришёл это искусство. Спасибо режиссёру и актёрам. МОЛОДЦЫ.
Спасибо большое за спектакль! Марина Карцева, Вы просто космическая актриса и красивая женщина! Браво!!! Ещё очень понравился дуэт со стенгазетой — смешные!!!
Моя любимая актриса!!!
Спектакль «В день свадьбы» В жизни каждого человека возникает момент выбора. Сию минуту тебе надо сделать следующий шаг. Он повлияет на всю твою линию жизни. Как поступить? Проблема вечная Я получила море удовольствия Это было очень круто, жизненно, талантливо #Старооскольскийтеатр#подарки#приятности#ДеньМатери
Ура, у нас в городе театральный бум!!!!!
Да, были. Понравилось. Актеры ВСЕ молодцы!!! Не играли, а жили... Очень понравилось. В самом конце Нюра так убедительно говорила, аж на слезу пробило... Скоро опять придем...
Сегодня моя знакомая вышла замуж, и отметили молодожены столь славное событие не за развеселым застольем, а в театре, придя на спектакль „В день свадьбы“. Позже я узнала об их впечатлениях. Они очень рады, что именно так отметили свой самый важный день в жизни. Вот такая неординарная информация. Я думаю всем, кто работает в театре и творит чудо на сцене, очень приятно будет об этом узнать.
Viktoria Andreeva А какой замечательный дуэт: Василий и Майя! Посмеялись от души... В нашем театре работают очень талантливые актеры. Только очень жаль, что попасть на спектакль — большая проблема. Я, например, уже 12 ноября не смогла купить билеты на декабрь. Это, конечно, здорово огорчает.
Отдых душой в нашем замечательном #СТДМ В.Розов „В день свадьбы“. История, которая затронула душу! Не перестаем удивляться таланту актеров театра!
Е.Черноусов и Е.Лифинский,БРАВО
Восхищаюсь труппой театра!!! Какие вы все молодцы!!! Спасибо Вам огромное!!!
Автор Е.Арбузова
Спектакль „В День свадьбы“ просто замечательный,
Состав актерской труппы идеальный,
Хочу сказать два слова обязательно
Про Ольгу Кузнецову, не реальную!
Она всегда, как будто взрыв ракеты,
И так к лицу ей экспрессивность эта!
Роль Майки Мухиной ей так идет!
Что ж, по карьерной лестнице ВПЕРЕД!!!!
olgamorosova «Бабки с гладиолусами»
Были вчера с мужем в театре. Восторженные ахи по поводу ремонта в театре, красивого интерьера, удобных кресел сменились восторгом от игры актеров. Я не перестаю восхищаться старооскольским театром, актерским составом, великолепной игрой.
Спектакль „В день свадьбы“ смотрела не в первый раз. Но на каждом спектакле смеюсь и плачу, искренне сопереживаю героям, словно вижу спектакль впервые. И вот монолог отца невесты в исполнении талантливейшего Сергея Лысенко, накал драматизма, к глазам подкатывают слезы. И тут смотрю — на заднем плане сцены две деревенские бабки с гладиолусами. „Бабки“ сидят давно. С безучастным лицом. Вокруг них кипит жизнь: строится социализм, ходят по Волге паромы, юные комсомольцы и комсомолки тискаются на берегу, жених накануне свадьбы встретил свою давнюю любовь, ту, что бывает раз в жизни. Но все это происходит не с бабками. И уже никогда с ними не произойдет. И от возраста, и от понимания этой горькой действительности, от всего этого „грустного дзена“ нет ни сил, ни желания посудачить на завалинке про бессовестную молодежь, недостроенный социализм и соседку Вальку. И сидят бабки с гладиолусами и безучастным лицом сельского Будды, а мимо течет Волга, течет жизнь. И этой крошечной ролью сказано так много.
Я смотрю за спину Сергея Лысенко на гладиолусную бабку. И неожиданно начинаю беззвучно смеяться. Бабка-будда безучастно смотрит на меня. Соседка слева ловит мой взгляд и тоже начинает смеяться. Ее подруга тишайшим шепотом спрашивает: „Что?“ Мы шепотом отвечаем: „Бабки с гладиолусами“. Драма разгорается, сердце щемит от переживания героев на сцене. А бабки все смотрят вдаль. Эх, если бы у меня вчера случайно оказалась статуэтка Оскара...
Хочется отдельно отметить дуэт Васи и Майи. И не перестаю восхищаться талантом Марины Карцевой.
Браво
Браво! Во второй части спектакля — на сцене большая часть труппы театра! Спасибо актерам за то, что не играли, а проживали жизнь своих героев! А интересно, присваивают ли звания федерального уровня артистам театров малых городов? В Воронеже на данный момент 3 народных, 6 заслуженных артистов РФ...
Была на спектакле „День свадьбы“...Майя была бесподобна...Душещипательный спектакль. Я рыдала. Если хочется драмы — рекомендую
Можно ли отказаться от своего счастья ради чужого? Пожертвовать личной свободой? Какова цена выбора? Такие трудные вопросы решают герои пьесы» В день свадьбы" Виктора Розова...
Хочется отдельно отметить дуэт Васи и Майи. И не перестаю восхищаться талантом Марины Карцевой.
Браво.