Первая прочитанная мною книга о Пушкине принадлежит перу Юрия Тынянова. После той, давней уже премьеры Старооскольского театра для детей и молодёжи, я спрашивала у друзей «Есть что про Пушкина почитать?» Под впечатлением увиденного хотела узнать нечто большее, чем показали и рассказали актёры. Благодаря спектаклю прочитан роман Тынянова. И как ни странно, театральный и книжный Пушкин стали для меня единым Александром Сергеевичем. Прошло время. Спектакль пережил второе рождение. Я снова в зрительном зале. Снова жажду подробностей из жизни гения...
Наше всё, поэт Александр Сергеевич Пушкин, к сожалению, не оставил потомкам ни единого слова о своём детстве. На протяжении своей жизни он неоднократно пытался вести дневники. Эти немногочисленные, чаще изложенные на французском, записи начинаются с лицейского периода. О детстве поэт, по неизвестным причинам, умалчивает. «Кудрявый мальчик со смуглым лицом и живыми глазами рос и развивался для всех незаметно...» — читаем в немногочисленных статьях и биографиях поэта. В скромных откровениях современники называют Пушкина смирным, тихим ребёнком, проводившим свободное время с книжкой в руках... Спектакль Старооскольского театра для детей и молодёжи «А. С. Пушкин. Детство», как лоскутное одеяло, собран из подобных, оживлённых режиссёром воспоминаний о детстве поэта.
Найти, подобрать и переплести воедино — в этом заключена коллосальная работа сценариста. Семён Лосев создал авторскую версию круговорота событий и характеров, повлиявших на жизнь поэта. Театрализация воспоминаний, посвящённых детству Пушкина, — «ключик», открывающий истоки его таланта.
«Нам бы хотелось, чтобы и вас заинтересовал живой человек, а не иконописный лик поэта, — пишет труппа, задействованная в спектакле на официальном сайте театра. — Позвольте напомнить, что подлинной биографии нет. Пушкин сжёг свой архив. Но остались воспоминания современников... Обрывочные, часто противоречивые факты. Но всё-таки факты. В нашем спектакле актёр не будет играть Пушкина. Правильно говорят: «Гения сыграть нельзя». Но наш спектакль и не претендует на это. Это игра в рассказ. Хотя многие воспоминания — не больше чем легенды, слухи и даже анекдоты...»
Зритель сам должен сделать вывод, каким был юный гений: тихим и спокойным или взбалмошным и непоседливым. Монологи «самых близких»: главы семейства Сергея Львовича, матери Надежды Осиповны, бабушки Марии Алексеевны, сестры Ольги, брата Льва, вплетаясь в пёструю канву повествования, доказывают, что у каждого в памяти — «свой маленький кучерявый арапчик». «За поэта» в спектакле отвечает Пётр Бежин. В 2003 году, в период первой редакции постановки, в роли Александра Сергеевича выступал актёр театра Александр Гаврилов. Но тогда, восемь лет назад, на сцену выходила совсем другая труппа. Позднее большинство актёров спектакля по разным причинам покинет театр. А режиссёр будет вынужден отложить постановку «до лучших времен». Весной 2011 года юный поэт снова вышел на сцену! Можно ли сравнивать Александра Гаврилова и Петра Бежина, двух разных Пушкиных, появившихся в нашем городе в разное время? Можно и нужно.
Ведь каждый из них играет на базе собственного характера, темперамента. Пушкин-Гаврилов выходил задумчивым мальчиком, поглощённым своими мыслями и переживаниями. Прежний Пушкин был невероятно обаятелен в улыбке, остр на словцо. Спокойный и рассудительный гений вышел у Петра Бежина.
Генетическая память старинного дворянского рода, к которому принадлежал поэт, проглядывает в манере, жестах, интонации, смехе. Бежин «нащупал» свой материал, достойно реализовал его на сцене. И это тоже Пушкин!
Просто немного отстранённый от суеты окружающей жизни. Обособленный талант. Так же очаровательна и легка, как и восемь лет назад, в роли сестры поэта — Татьяна Фартушная. А вот знаменитой няне Арине Родионовне в исполнении Татьяны Скуридиной режиссёр спектакля отвёл всего лишь несколько мизансцен. Влияние дяди Василия Львовича на складывающуюся судьбу поэта куда весомее, чем вечерние сказки старушки. Как-никак в ветвистом генеалогическом дереве семьи просматривается настоящая поэтическая линия. Литературные способности Василия Львовича (роль исполняет Александр Гаврилов) восхищали и вдохновляли юного Сашу. В дальнейшем он, конечно же, перерастёт предка по отцовской линии. Да и поэтические произведения Александра Сергеевича с «лёгкой» дядиной поэзией не сравнишь. Василию Львовичу было не безразлично, как сложится судьба племянника. Он одним из первых заметил его талант, и кто знает, если бы был жив, возможно, именно он предотвратил дуэль с Дантесом. В спектакле эту мысль озвучивает сам Александр Сергеевич. А вот печальную новость, строчку из некролога, произнесёт Жуковский (в исполнении Сергея Криницина). В полутёмном зрительном зале молнией чиркнет: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет в средине своего великого поприща! Более говорить о сём не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано». Цените гениев при жизни!
Оксана Черных
Газета «Электросталь» №15 от 22.04.2011 г.