ГРАЖДАНЕ, ПОСЛУШАЙТЕ МЕНЯ...

НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ИГОРЕМ КОМАРОВЫМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ У ЕВТУШЕНКО

Коллектив Старооскольского театра для детей и молодежи выступил в Москве на праздновании дня рождения поэта-шестидесятника Евгения Евтушенко.

Это, если говорить официально. А вообще, все было так. Евгений Евтушенко, побывав третьего июня в Старооскольском театре на спектакле по своим собственным стихам «Женя, а вы знаете...» в тот же вечер пригласил коллектив театра на свой день рождения, который поэт отмечает 18 июля. Напросился с ними и я, что стало возможно благодаря руководству театра, и, в частности, заботе заместителя директора по зрителям Евгении Чащиной.

Правда ребята отправились в Москву еще в среду, монтировать оборудование на большой сцене Политехнического музея и репетировать. Причем, как оказалось, не зря они это сделали заранее. Установить декорации на этой сцене оказалось ох как не просто: к примеру, актер Алексей Солончев развешивал веточки, вися без страховки на высоте доброго десятка метров. А отсутствие гостеприимства у сотрудников музея совсем не способствовало проведению ответственных репетиций. Ну что ж, пусть это останется на их совести.

Ну, а я приехал в столицу в субботу, 17 июля, буквально за пару часов до открытия музея-галереи Евгения Евтушенко в знаменитом подмосковном поселке писателей Переделкино.

Дача Евтушенко, а теперь и музей, находятся на самой короткой улице поселка писателей — улице Гоголя, по соседству с музеями Окуджавы, Чуковского, Пастернака.

Стоит сказать, что Переделкино — это не дачи с огородами в привычном для нас понимании. Посреди хвойного леса со столетними корабельными соснами стоят домики.

Правда, сегодня таких старых дач в писательском поселке осталось мало. Выкупив участки, обеспеченные господа возвели за высокими заборами элитные особняки, во дворах которых стоят «Порше» и «Феррари».

Проходя мимо них, я пытался представить, какой же будет дача поэта с мировым именем. Но это оказался дом классической стародачной архитектуры Подмосковья, правда, обшитый пластиком. Евтушенко разделил свой участок на две части, и на второй построил на свои деньги двухэтажное здание музея, которое и передал в этот день государству.

Я представлял, как сейчас поэт выйдет нам навстречу, пригласит к себе, и мы будем пить чай на веранде. Но все оказалось гораздо прозаичнее: нас встретили сотрудники службы безопасности и стали сверять со списком приглашенных. Если честно, из коллектива театра, который приехал в Москву, на дачу к Евтушенко имели честь попасть пять человек и я (причем я, опять же благодаря стараниям Евгении Чащиной).

Пока мы знакомились с секьюрити, подъехали и простые милиционеры с собаками, и стали прочесывать местность в поисках подозрительных предметов. Все готовились к приезду высокопоставленных гостей. Дачники вышли на улицу, и, узнав, что происходит, улыбались: «Женька опять чудит!»

Сказать, что в этот день было жарко — это ничего не сказать. Все были практически насквозь мокрые, даже находясь в хвойном лесу. Возможно, жара каким-то образом повлияла и на приветственные речи чиновников, некоторые из которых были странными, а некоторые даже невольно затрагивали тему аномально жаркой погоды. Но об этом ниже.

Тем временем, помимо пишущих и фотографирующих журналистов как-то незаметно подтянулось около двадцати съемочных групп телеканалов, начиная от «Первого» и заканчивая «Подмосковьем».

Кстати, если уж говорить о прессе, то понравилось взаимная вежливость журналистов друг к другу. Телевизионщики поставили свои камеры на штативы по периметру площадки, на которой проходило мероприятие, а фотографы разместились в нижнем эшелоне прямо перед импровизированной сценой. И никто старался друг другу не мешать, вылезая перед объективом. Кстати, многие телекомпании прислали свои съемочные группы на микроавтобусах, оборудованных монтажными пультами и спутниковой связью, в которых сразу после мероприятия корреспонденты монтировали новость и тут же отправляли в редакции.

Милицейское оцепление выставили не зря. Ближе к полудню к даче стали подъезжать представительские автомобили с почетными гостями: министром культуры РФ Александром Авдеевым, председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, послом США Джоном Байерли, послом Колумбии Диего Тобоном, послом Болгарии Пламеном Гроздановым, президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели, сотрудниками администрации Московской области, представителями творческой интеллигенции российской столицы.

Конферансье торжественной программы, посвященной открытию музея, выступил близкий друг Евгения Евтушенко писатель-сатирик Михаил Задорнов.

Открыл мероприятие детский ансамбль «Витаминки» из Ульяновска, исполнив песни на стихи Евтушенко.

— Сегодня очень хорошее событие, очень доброе, радостное, поэтому начали мы с детей, ведь только дети так радостно могут спеть «рано или поздно придется умереть», — был как всегда в своем репертуаре Михаил Задорнов.

— Евгений Александрович Евтушенко просил меня сказать, что он все делал в жизни во имя молодых людей, поэтому низкий вам от нас поклон, — поблагодарил смущенных ребятишек юморист.

И тут на крыльцо поднялся сам поэт: «Как же мы можем скрывать от русского народа те сокровища, которые у нас есть. И давно пора перестать так брезгливо и высокомерно относиться к провинциалам. У них можно научиться и замечательной провинциальной застенчивости».

И вот, настало время официальных речей, и Евтушенко лично пригласил на сцену министра культуры Александра Авдеева, представив его, как первого из чиновников, кто поддержал идею создания этого музея.

— Я не думаю, что это тот случай, когда все должны быть в галстуках. (Еще бы, в сорокаградусную жару. — прим. авт.) Это тот случай, когда все должны оценить замечательный жест гражданина и поэта, поэта и гражданина, потому что вы передаете вашу коллекцию государству, миллионам людей. В наше время это большая редкость, — заметил министр культуры Российской Федерации.

— Но вы передаете не просто коллекцию картин, а каждая из них связана очень важными моментами вашей жизни: встречей с Пикассо, дружбой с Олегом Целковым. И даже в этой акции вы — великий поэт, вы вели себя лучше всех нас, потому что вы нас заставляли преодолевать бюрократические барьеры, вы нам внушали, что это нужно людям.

Следующим настал черед выступить председателю Совета Федерации Сергею Миронову, который все это время рассматривал с Зурабом Церетели какие-то открытки.

— Сегодня очень теплый день. И когда дети пели, что хорошо бы, чтобы больше было белых облаков, может и хорошо было бы. (Вот все начинали с погоды. — прим. авт). Но тепло сегодня от другого — от доброты человеческой, от любви великого нашего соотечественника, великого поэта, от любви к России. И то, что вы сегодня делаете, а вы передаете свою уникальную коллекцию живописи России, ее многонациональному народу, это, конечно, настоящий поступок настоящего гражданина. Мы знаем ваши огромные прекрасные грани вселенского таланта, потому что мы знаем вас и как литератора, и как фотографа, как режиссера, ну и, конечно как великого поэта. И в том числе поэта и гражданина в высоком некрасовском, пушкинском смысле этих слов. И я очень рад, что имею счастье участвовать в сегодняшнем этом важном величайшем событии, — вот так грандиозно и витиевато начал свою речь Сергей Миронов.

— А еще я очень рад, что я ваш современник, и на многое в нашей жизни я смотрю сквозь призму вашего великого таланта. Я не скрою, я ваш большой поклонник, и, наверное, читал все ваши стихи. Причем самое поразительное, что когда я шел в поэзию, а поэзию я полюбил не сразу, очень большую ступень на этом познании дали мне вы. Потому что ваши стихи, которые тревожили, которые волновали, тогда еще очень юную душу, они вот так вот во мне и остались.

Растрогавшись, геолог Миронов подарил имениннику гигантскую группу аметистов, привезенную из Аргентины буквально месяц назад. И пообещал, что когда-нибудь передаст и свою минералогическую коллекцию в дар государству.

Представитель Грызлова с целлофановым пакетиком с надписью «Государственная Дума РФ» и прилепленной к нему скрепкой бумажкой с надписью маркером «Грызлов Б.В.»

В пакете оказались диски с записями Грызлова и фигурка футболиста.

Задорнов, в свою очередь, заметил: «Сегодня дарят хорошие подарки Евгению Александровичу. Удивительно, но только поэт мог на свой день рождения сделать себе самый хороший подарок — подарить людям самое дорогое, что у него есть».

А потом представил актера Старооскольского театра Игоря Богатырева: «Наверное, самое большое уважение, когда поэта читает молодежь, помнит его стихи, поет песни на его стихи. И я приглашаю на сцену актера Старооскольского театра. Это чудный молодежный театр. И, мне кажется, Евгений Александрович очень здорово сказал, что сегодня провинцию нельзя оскорблять этим словом, провинция — это наша живая вода России. Вот такая живинка — молодой актер Старооскольского театра Игорь Богатырев».

В то время, как Игорь исполнял песню «Дай бог!» на стихи поэта-именинника, я наблюдал за лицами гостей. И, было видно, что и Задорнову, и Миронову, и Авдееву, да и самому автору стихов, выступление Богатырева нравится. А подтверждением этому стали, без преувеличения, овации зрителей.

Ради справедливости, стоит сказать, что подпевали Игорю две девушки, которых, в свою очередь, заметил посол Колумбии в России Диего Тобон.

После официальной части мероприятия господин Тобон даже пригласил актеров на торжественный прием в Посольство, посвященный Дню независимости Колумбии.

А в первом ряду, прямо перед сценой, сидел посол США в России Джон Байерли. И мне казалось, что Задорнов сейчас скажет свою коронную фразу: «Ну тупые американцы!».

Задорнов не сказал. Зато круче юмориста в этот раз был исполняющий обязанности главы Ленинского муниципального района Московской области Сергей Горбань: «Я вам точно обещаю, что ни власти Подмосковья, ни власти Ленинского района ничего не сделают для того чтобы это разрушить.»

После этих слов Михаил Задоронов процитировал строчки из «Казанского университета» Евгения Евтушенко: «На светильники и гасильники человечество разделено. И светильники не примиряются с темнотой в наитемные дни, а гасильники притворяются, что светильники — это они». Какие современные эти строчки. Наш поэт — светильник. Я бы даже по-современному сказал, Евгений Александрович до сих пор зажигалка. Сегодня нужны зажигалки в России, и он остается этой зажигалкой».

— Я поделюсь с вами тем, что на телевидении не надо показывать. Я стихи Евгения Александровича читал девушкам, которые мне нравились в юности, — разоткровенничался сатирик.

— И я им нравился за это. Евгений Александрович меня однажды спросил: «Ну, хоть целовался?» Вот прочитаю стихи и целуюсь. Он говорит: «Значит и я причастен к твоим победам».

А затем Евгений Евтушенко лично провел первую экскурсию по музею-галерее. Здесь собраны работы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Марка Шагала, Нико Пиросмани, Олега Целкова, есть книга с автографом Бориса Пастернака, трость Марка Твена, художественные фотографии, сделанные поэтом по всему миру.

На следующий день, в воскресенье, 18 июля, день рождения поэта традиционно отмечали в Политехническом музее. У Евтушенко уникальный контракт с Политехническим — праздновать здесь день рождения в течение 25 лет, вплоть до 2019 года.

 Первой частью творческого вечера стал спектакль-концерт Старооскольского театра для детей и молодежи «Женя, а вы знаете...» по стихам поэта-юбиляра.

Может я плохой рассказчик, но словами не могу передать, сколько всяческих эмоций вызвало у меня выступление наших актеров. Этот спектакль я видел не в первый раз. И, тем не менее, были моменты, когда хотелось отложить фотоаппарат и броситься подпевать, и подтанцовывать актерам, а временами — и плакать.

Интересно поделился своими впечатлениями в статье о спектакле журналист «Комсомольской Правды» Александр Мешков: «На сцену выходят молодые и дерзкие, исполненные провинциального задора артисты молодежного театра города Старый Оскол и поют ему песни на его же собственные стихи. Типа: ты молчи, а мы споем. Веселый «капустник» получился.

На экране причудливым калейдоскопом мелькают кадры хроники: Белла Ахмадулина, Никита Хрущев, Эрнст Неизвестный, Владимир Высоцкий и сам Евгений Александрович, молодой и горячий. «Весенней ночью думай обо мне», — томно поет на сцене красавица, обращаясь к поэту. Легонько отталкивая ее, выходит другая красавица и поет: «И летней ночью думай обо мне».

Много красавиц (некоторые уже беременные) выходили на сцену, и все как одна просили поэта думать ночью о них. И когда мы, зрители, уже думали, что вечер ограничится лишь мольбами женщин, на сцену поднялся Он».

Да, Евгений Евтушенко поднялся на сцену и под бурю оваций представил зрителям автора этой талантливой постановки — режиссера Семена Лосева.

Для театралов Москвы постановка Старооскольского театра без преувеличения стала ярким открытием. У меня висел бейдж организатора спектакля, и в антракте ко мне подходили представители старой московской интеллигенции и интересовались, как часто театр бывает с гастролями в столице...

Во втором отделении Евгений Евтушенко читал свои стихи и вспоминал о своих коллегах-«шестидесятниках»: Андрее Вознесенском, Булате Окуджаве, Владимире Высоцком, Василии Аксенове, Белле Ахмадулиной.

В конце своего творческого вечера поэт почитал произведение «Свинцовый гонорар», посвященное журналистам, рискующим жизнью ради правды.

А у всех старооскольцев будет возможность увидеть спектакль-концерт на стихи Евгения Евтушенко «Женя, а вы знаете...» в новом театральном сезоне на сцене Старооскольского теара.

Игорь Комаров.
Опубликовано на сайте Кавиком.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *