«ПОСТЕФРЕМОВСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»: ВДАЛИ ОТ СТОЛИЦЫ

Журнал «АНТРАКТ»

Суббота, 15 Март 2014 23:48

«ПОСТЕФРЕМОВСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»: ВДАЛИ ОТ СТОЛИЦЫ

 

1 октября исполнилось 86 лет со дня рождения великого актера, режиссера и театрального деятеля Олега ЕФРЕМОВА. В память о нем осенью в городе Березники Пермского края состоялся III Международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство». Мне посчастливилось участвовать в нем в качестве члена жюри и увидеть все спектакли фестивальной недели. Рада сказать, что премию «Лучшая женская роль второго плана» получила актриса Арзамасского театра драмы Татьяна ХЛОПКОВА. С сожалением отмечу, что мощный горьковский спектакль театра «У моста» остался за рамками афиши нашего нижегородского фестиваля. И очень надеюсь, что фестивальное ветры все чаще будут пролетать через Нижний Новгород.

 

Но обо всем по порядку. Фестиваль «ПостЕфремовское пространство» задуман дочерью Олега Николаевича театральным критиком Анастасией ЕФРЕМОВОЙ и дважды осуществлен в Москве. Однако она была уверена, что фестиваль нужен, прежде всего, провинции. Ее инициатива нашла активную поддержку Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Администрации города Березники и лично художественного руководителя Березниковского драматического театра Дениса КОЖЕВНИКОВА. Здесь, вблизи географического центра России, фестиваль приобрел преимущество. Сюда смогли приехать театры буквально с разных концов России, от юго-запада до дальнего востока, отразив географию и алфавит русского театрального пространства: Арзамас, Березники, Иркутск, Москва, Пермь, Старый Оскол, Ульяновск, Хабаровск. Международную ноту внес театр Тверии из Израиля. Здесь, вдали от столицы, физически ощущается смысл избитых фраз о богатстве талантами нашей страны, на бескрайних просторах которой сохраняются и развиваются русские театральные традиции, создаются и работают уникальные авторские театры.

Без солнца, но не без света

Сергей ФЕДОТОВ, режиссер и художественный лидер Пермского театра «У моста», в спектакле «На дне» до мельчайших подробностей воссоздал темную и душную атмосферу ночлежки, описанную М.Горьким в начальной ремарке пьесы. Маленькое темное окно с еле пробивающимся тусклым светом, грубый деревянный стол, треснувшая холодная печь, походная посуда, грязная занавеска на нарах как жалкая попытка оградить личное пространство – все эти бытовые подробности, напротив, вызывают впечатление пустоты и отсутствия бытового комфорта. Когда же, в одной из сцен, герои собираются у стола, освещенного всего несколькими огарками свечей, кажется, всех вокруг затягивает глубокий, отчаянный мрак. Но этот беспросветный мир осеняют мерцающий вверху огонек лампады перед образом Богоматери и глубокий голос Шаляпина, исполняющий «Элегию» Массне. И хотя социальная проблематика пьесы звучит, к сожалению, и сейчас очень злободневно, «федотовцы» вскрывают другие, более глубокие философские пласты — о тьме в душе человеческой, тянущей его в уныние и гибель, и о свете, который горит в этой же душе и зовет ввысь, к любви и вере в себя. Второе действие спектакля можно назвать актом прозрений, разрывающих героев. Циничный и жесткий в исполнении Владимира ИЛЬИНА Сатин в пьяном угаре то бормочет самому себе, то громко и внятно проговаривает рождающиеся в его сознании слова о человеке с большой буквы, а в это время измученный и надломленный жизнью Актер Василия СКИДАНОВА репетирует собственные похороны. В финале, когда все обитатели этого омута объединятся в едином общем порыве народной песни, их голоса сольются в красивый хор и взлетят на крошечное счастливое мгновение ввысь, все обрывается смертью. После долгой паузы они начнут петь снова, но тихо и как-то потерянно. Странник (Сергей МЕЛЬНИКОВ) своей заботой и поддержкой разбередил их души, Актер своим самоубийством возможно тоже что-то изменит в их жизнях. Во всяком случае, режиссер Сергей Федотов оставляет зрителям надежду. И тогда слова Максима Горького на съезде советских писателей, неожиданно звучащие в спектакле, о великом значении литературы становятся эпиграфом ко всему, происшедшему в этот театральный вечер, и осеняют создателей спектакля и сопричастных им зрителей.

 

Нескучные дети

Театр Дмитрия АКСЕНОВА под хулиганским названием «Enfant-terrible» из Ульяновска привел зрителей в восторг своим балаганом-экспромтом «Волшебное кольцо» по одноименным сказкам Б.Шергина и А.Платонова. Этот спектакль-ребус можно смотреть несколько раз подряд, разгадывая подтексты и смыслы. Этот спектакль-сон можно посмотреть один-единственный раз, отдавшись течению режиссерских ассоциаций и заразительной актерской игры, и захотеть увидеть снова. Сказка о волшебном кольце змеи Скарапеи, подарившем простаку Ваньке дворец и Царьску дочерь, у Дмитрия Аксенова становится притчей о кольце человеческой жизни, о потерях и искушениях, о страшных временах, которые не выбирают, о поиске счастья. Словно балующиеся дети, актеры «Enfant-terrible» смешивают в одном спектакле фарс, клоунаду, пантомиму, балет, скоморошество и по-взрослому осмысливают простую по действию поморскую сказку. Артисты смакуют выразительный язык Бориса Шергина и увлеченно играют в поездку Царя-анператора на автомобиле по хрустальному мосту, в переход таможни, в эмигрантскую жизнь «Етуаль де Пари», в рыбалку и погони. Но когда вдруг, услышав ночной звонок, Ванька (Виталий ЗЛОБИН) обреченно замирает с маленьким чемоданчиком в руке, смех в зале смолкает. И сквозь счастливый конец сказки проступает другой финал: дождь из лейки становится штормящим морем, телега бродячего театра — кораблем, а свечи в руках артистов — огнями святого Эльма.

 

Пир младых затей

Семен ЛОСЕВ, художественный руководитель Староосколького театра для детей и молодежи, привез на фестиваль изящный, брызжущий молодостью спектакль «Жизнь Александра Пушкина. Лицей», заполненный яркой театральной игрой. Артисты в начале спектакля откровенно предупреждают зрителей, что не будут изображать гениального поэта и его окружение, они будут играть в их воспоминания, в легенды и факты о лицейских днях. Сценическая реальность спектакля опоэтизирована художниками Татьяной СКУРИДИНОЙ и Татьяной СОПИНОЙ до мелочей. Все – декорация, костюмы, реквизит, парики – словно сотворены из рукописей поэта с его знаменитыми рисунками на полях. Даже на гитарах играют… перьями! Три часа действия пролетают как легкая пушкинская строка в шутках и проказах, в остроумных комментариях и исторических деталях, в романтических порывах и спорах о свободе, в грусти первых потерь и трагических предчувствиях будущего. Инсценировка Семена Лосева при всем обилии литературного и мемуарного материала является очень цельной и совсем неназидательной

историей взросления личностей, историей дружбы длиною в жизнь. И хочется пожелать команде молодых талантливых артистов как можно дольше хранить эту увлеченность театральной игрой и беречь свое творческое братство

 

Повесть о настоящем человеке

Владимир ОРЕНОВ, главный режиссер Хабаровского краевого театра драмы и комедии, перенес на театральные подмостки одну из глав романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» под названием «Широколобый». Ключом к спектаклю стали слова автора о том, что он «не видел перед собой человека такой силы, чтобы его изобразить, потому и сочинил этого буйвола». Владимир Оренов из абхазской легенды сделал веселое кантри-шоу о прекрасной жизни могучего существа, разные ипостаси которого воплощают в черном, белом и красном фраках три актера – Дмитрий КИШКО, Виктор АСЕЦКИЙ и Сергей ЮРКОВ. Какими пустыми, мелкими и непонятными клоунами кажутся рядом с ними люди – неразличимые колхозники в ватниках, клетчатый трусливый воришка, полосатый злой хозяин буйволицы, осоловевший от пьянства директор бойни в наполеоновской шляпе. Красота свободного мира Широколобого передана блестяще исполненными пластическими миниатюрами ленивого отдыха в прохладной воде с черепашками на спине, вечерней дойки в хлеву, битвы двух буйволов за возлюбленную, печального расставания с любовью и страшного стука костей умирающих на мясокомбинате животных. На мой взгляд, в декорациях и костюмах смешалось больше стилей и красок, чем нужно, но масштабности художественного полотна спектакля это не испортило. Спектакль завершается на чистой, пронизанной голубым светом моря и неба, пустой сцене – огромной, как свобода, которую ощутил Широколобый в последние часы жизни.

Фестиваль «ПостЕфремовское пространство» отшумел обсуждениями, мастер-классами, ночными показами и аплодисментами, но осталось стойкое воспоминание о насыщенных днях совместно творимого дела. И укрепилось знание того, что пока ведутся споры о постмодернизме, постдраматическом театре, апокалипсических постах в социальных сетях, немалое количество театров, не задумываясь о терминах, живут и творят в настоящем времени и создают современное культурное пространство России.

 

Текст: Анастасия ДУДОЛАДОВА

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *