Моя старшая сестра

«Всё уйдёт в прошлое... Твои глупые поступки, и твоё чрезмерное возмущение по пустым поводам, и то, в чём ты не был виноват, но другие подумали, что виноват. Всё уходит в прошлое. Сначала оно будет уменьшаться в размерах — всё меньше, все незначительней, а, в конце концов, исчезнет совсем, как будто и не было...»

Александр Володин

 

Творчество драматурга Александра Володина пропитано мотивами неизбежности прошлого. Его «Записки нетрезвого человека» многочисленные пьесы и киносценарии несут в себе осознание неотвратности завтрашнего дня, приближающего отдельно взятую жизнь к закату, но вместе с тем, обостряющие вопрос о том, как его прожить. И тут талант оптимиста Володина заливает яркими акварельными красками серую советскую обыденность, потому что в любое время года при любом политическом строе мы в сущности сами решаем, как жить и что делать. Об этом повествует и его «Старшая сестра». Написанная в далёком 1961 она, как и все качественное русское, актуальна и сегодня... По её мотивам в 1966 году Георгий Натансон снимет одноимённый фильм с Татьяной Дорониной в главной роли, пьесу поставят в БДТ и «Современнике». Потенциала ей с лихвой хватит и для того чтобы из XX века успешно перекочевать в XXI и «заговорить» со зрителем о бытовых, но неумолимо важных вещах. 

Ленинград. Маленькая уютная квартирка. Здесь живут сёстры Надя (Марина Карцева) и Лида (Татьяна Соловей). Иногда у девушек гостит родной дядька по фамилии Ухов. Это он, вернувшись с фронта, долгое время разыскивал их по Питерским детским домам. Новая девичья жизнь сложилась отчасти благодаря этому коренастому, умело читающему мораль, мужику (Юрий Шалёв). Жизнь течёт размеренно, но не без любопытных историй, делающих пьесу психологической сагой о молодых, так и не определившихся на широком жизненном пути. Судьбы сестёр раскрываются, а режиссёр-постановщик Семён Лосев и режиссёр Лариса Гурьянова сделали главное — помогли актёрам врасти в выбранный материал, пропитаться интересом. А привязаться душевно тут было к чему: Питер, театр, разные люди, калейдоскоп отношений. История Нади — пример того, как кардинально можно изменить свою жизнь. Решиться, рискнуть, закрыть глаза на прошлое, максимально абстрагируясь от прежних событий. Когда-то её судьбой была младшая сестра, но новая жизнь героини ознаменована бурной актёрской карьерой, и это после 26 лет... Лида наоборот теряет почву под ногами и трагически «прозревает» в финале. У каждого героя в этой пьесе есть сокровенная мечта. Дядя Ухов грезит счастливой жизнью своих племянниц, и девушки, порой наперекор собственным судьбам, следуют его совету. Старшая отказывается от актёрской карьеры, но предпринимает всё для того, чтобы сцену покорила младшая. Лида же хочет оставаться рядом с единственной любовью — одноклассником Кириллом. Желания девушек достаточно сильны. Конечно, им суждено воплотиться. Надя позволит вырваться творческой энергии, копившейся в ней долгие годы. Ради личного счастья Лида разведёт Кирилла с женой. Но станет ли это началом новой жизни? Проблема выбора, взаимодействия событий прошлого и настоящего — все это делает произведения Володина документальными историями, списанными с реальных жизней и очень ценно, что «Моя старшая сестра» нашла своё воплощение на сцене Старооскольского театра для детей и молодежи. Потому что Старый Оскол — город молодой, не Питер конечно, но вопросы правильности выбора жизненного пути, нравственности никогда не зависели от географии. Поэтому кто знает, какую жизненную мудрость вынесет из «Старшей сестры» Володина молодой зритель СТДМ. Ищи себя? Не бойся меняться? Перевернуть собственный мир с ног на голову? 

Спектакль серьёзный, проработанный, цельный. С каждым новым действием зал воронкой затягивает в происходящее в уютной квартирке. Плюс ко всему художник по костюмам Ярослава Шевченко помогла создать режиссёру Лосеву настоящее стильное действо. Костюмов в «Старшей сестре» много, герои предстают перед зрителем в разные времена года и два с половиной часа пролетают совершенно незаметно. А ведь это и есть театральная магия с глубоким погружением в происходящее на сцене и неизбежным переосмыслением увиденного, услышанного и пережитого.  

 Оксана Черных
«Электросталь»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *