Пространство без границ

 

Пространство без границ. Международный театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство
" Выпуск №4-164/2013, Фестивали.

 

Осенью нынешнего года Березники Пермского края гостеприимно и радостно принимали театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство». Проводившийся прежде в Москве, фестиваль на этот раз уехал далеко от столицы вполне осознанно — в главном городе, перенасыщенном и пресыщенном зрелищами, мало что собирает самую широкую публику и оставляет по себе глубокое впечатление, а вот в российской провинции усилия оргкомитета даром не проходят: людям необходимо приобщение к театральной культуре не по скупым телевизионным сюжетам, охватывающим лишь самую малую часть происходящего в нашей стране, не по еще более скупым газетно-журнальным «отчетам», а по собственным эмоциональным ощущениям.
И этот праздник Березники подарили своим жителям безоглядно щедро. Большое участие приняли в организации и проведении фестиваля губернатор Пермского края Виктор Федорович Басаргин, министр культуры края Игорь Алексеевич Гладнев, глава администрации города Сергей Петрович Дьяков, художественный руководитель Березниковского драматического театра Денис Кожевников. Они не просто оказали серьезную материальную и неподдельную моральную поддержку фестивалю, но и душевно откликнулись на происходящее в городе важное культурное событие, в котором приняли участие театры из Москвы, Перми, Хабаровска, Ульяновска, Арзамаса, Иркутска, Старого Оскола, и даже из Израиля.
Отобранные Экспертным советом фестиваля «ПостЕфремовское пространство» спектакли были очень разными и по тематике, и по воплощению. Но все вместе они ярко продемонстрировали сегодняшнее состояние театрального искусства в нашей стране, в период разброда, потери национальной идеи, таких краеугольных понятий, как «гражданственность», «милосердие», «понимание» и прочих, прочих, прочих...
Тех, что так невымышленно много значили для Олега Николаевича Ефремова, памяти которого и был посвящен фестиваль.
Открыл его Московский театр «Модернъ» под руководством Светланы Враговой спектаклем «Дорогие мои мужчины» по пьесе Рустама Ибрагимбекова в его же постановке. Спектаклю уже несколько лет, мне довелось видеть его на премьере, но сегодняшнее восприятие становится более острым и пронзительным. Возникает ощущение, что тема пьесы «догнала время»; межличностные отношения изменились, межнациональные — почти достигли апогея. И взаимоотношения четверых персонажей, мастерски сыгранных Еленой Стародуб, Сергеем Пинегиным, Алексеем Барановым и Константином Конушкиным, явлены именно сегодня в своем обостренном и жестком звучании. Одна из основных дилемм нашего времени — «либо все интеллигенты, либо все мокрушники», — звучит удивительно современно и болезненно, потому что в пьесе и спектакле Рустама Ибрагимбекова этот выбор не придуман, а «позаимствован» из самой нашей реальности, все больше разводящей людей по разные стороны барьеров.
По-иному, но с той же остротой звучит эта тема и в спектакле Арзамасского драматического театра «Свои люди — сочтемся!» А.Н. Островского в постановке Амана Кулиева. К сожалению, режиссер не смог приехать в Березники, спектакль был наспех отрепетирован на новой сцене и претерпел целый ряд «фестивальных потерь»: исчезла ключевая первая мизансцена, когда Большов (А. Юшков) задумчиво слушает пластинку, на которой звучит голос Шаляпина, и в мощный голос внезапно врывается незатейливое пение Нищенки, которая обретет пристанище в богатом купеческом доме и своими песнями будет по-своему комментировать действие до конца, когда Большов, приняв от нее милостыню и положив ей руку на плечо, словно слепой, отправится вслед за женщиной...
Но атмосфера спектакля, увиденного мною впервые в Арзамасе, на родной сцене, безвозвратно ушла, сценография выглядела на новой сцене не столь выразительно, артисты слишком кричали и суетились, поэтому ожидаемого впечатления Островский не произвел...
Зато захватил атмосферой и ансамблевостью существования артистов спектакль «На дне» М. Горького театра «У моста» в умной, продуманной и современной режиссуре и сценографии Сергея Федотова. Внимательные, пристальные всматривания в зал артистов в начале каждого из двух действий мгновенно создают иллюзию нашей причастности, нашего неподдельного включения в круг всех проблем, акцентированных, подчеркнутых Сергеем Федотовым в атмосфере того густого быта, в котором разворачивается сценическое повествование. А акценты эти во многом неожиданны, но подлинно современны: например, романтически приподнятый Актер (Василий Скиданов), кажется, более всего прочего озабоченный тем, что же происходит с человеком, который сначала теряет память, а потом — свое имя. Или лишенное горечи и грусти признание Барона (Валерий Митин) в том, что он ничего уже не ждет в этой жизни. Или то, как Сатин (Владимир Ильин) в финале, узнав о том, что Актер удавился на пустыре, быстро и деловито разгребает скомканное на его нарах одеяло — то ли для того, чтобы убедиться: его там нет, то ли для того, чтобы забрать из кармана скопленные Актером медяки на лечебницу, о которой проповедовал Лука (Сергей Мельников).
Таких «говорящих» деталей в спектакле много, все они привлекают к себе внимание своей обдуманностью, внутренней решенностью.
«Балаган-экспромт» Ульяновского театра «Enfant-terrible» по сказкам Бориса Шергина с вкраплением из Андрея Платонова «Волшебное кольцо» поставлен и музыкально оформлен Дмитрием Аксеновым, действительно, в духе балагана. В нем, несомненно, есть свое очарование, но оно во многом задавлено капустническим началом и схожестью с этюдами по сценическому движению, в котором текст порой начинает существовать отдельно. Ощущения целостности нет, хотя многие эпизоды спектакля привлекают своим юмором, но рядом с ними — целая цепочка других, раздражающих избыточностью приемов ради приемов.
Иркутский ТЮЗ им. А.

Вампилова привез на фестиваль спектакль «Дом окнами в поле»

Александра Вампилова, в котором режиссер Александр Лобыгин и художник Николай Левашов причудливо, но эмоционально точно соединили текст ранней пьесы драматурга с мотивами его более поздних драматургических сочинений. Получилась история осмысления жизни, по тем или иным причинам не сложившейся или сложившейся совсем не так, как мечталось, грезилось.   Конечно, для зрителей была в этом тонком спектакле загадка — надо было очень хорошо знать драматургию Александра Вампилова, чтобы «вычислить» контекст, в котором рождались и органично существовали те или иные сцены, но сам «Дом окнами в поле» был сыгран замечательными артистами Анжелой Маркеловой, Вадимом Карионовым и Владимиром Приваловым настолько пронзительно и сильно, что искупались все «недоумения» по поводу сцен- эпизодов, составивших начало и финал спектакля. Очень точно настроенчески подобранный музыкальный ряд, простые приемы (колышущиеся занавески, свет, постепенно дотягивающийся своими лучами до зрительских рядов) — все это придавало спектаклю особое обаяние и эмоциональное сопереживание.
Подлинным событием стал спектакль Старооскольского театра для детей и молодежи «Жизнь Александра Пушкина. Лицей». Придуманный и воплощенный режиссером Семеном Лосевым как живой, органичный, наполненный юмором, иронией, но и неподдельной печалью стык различных документов, воспоминаний (а записанные позже воспоминания всегда содержат в себе и черты той личности, что запечатлела их!), проверенных и не проверенных фактов, этот спектакль живет, словно импровизация, рождаемая на наших глазах и с нашим непременным участием, потому что не только мысль и эмоции начинают работать на нем, но и весь наш культурный опыт, все наши знания, все наши ощущения того, что личность гения отнюдь не выдумана, и что «история народа принадлежит Поэту»... В этом спектакле невозможно выделить кого-то из исполнителей, потому что перед нами раскрывается изумительный по силе партнерства, по единомыслию и единочувствованию ансамбль, властно полонивший нас на все три с лишним часа действия.
Театр Тверии «Ха Мешулаш» (Израиль) привез на фестиваль спектакль по пьесе Валентины Аслановой «Танго любви» (режиссер Виталий Новик). Две великолепные актрисы, Светлана Демидова и Мария Мушкатина разыграли перед нами сюжет о взаимоотношениях бывшей звезды мюзик-холла и ее служанки. Сделано это было талантливо, с юмором и необходимой долей грусти, но... слишком уж вторичен и предсказуем этот сюжет, нередко используемый в театрах нашей страны исключительно антрепризой. Тем не менее, необходимо сказать, что для отнюдь не избалованной публики Березников спектакль оказался интересным — а это, согласитесь, очень важно для театрального фестиваля.
Не входивший в конкурсную программу спектакль Березниковского драматического театра «Вишневый сад» А.П. Чехова в постановке художественного руководителя Дениса Кожевникова мне, к сожалению, увидеть не удалось, поэтому заключительным спектаклем фестиваля стал для меня «Широколобый» Фазиля Искандера Хабаровского краевого театра драмы и комедии (автор инсценировки, режиссер и сценограф Владимир Оренов). Впервые театрализованная часть романа писателя «Сандро из Чегема», которой все мы взахлеб зачитывались в свое время, получила яркую, шумную, музыкальную, танцевальную сценическую жизнь. Изумительный поэтический текст, прекрасная музыка Дмитрия Голланда, великолепный актерский ансамбль — все это зажигало зрительный зал, вызывая яркие эмоции, настраивая на смех и слезы одновременно. И что еще «согревало душу» — преемственность, которая живо ощущалась в этом спектакле. Наверное, рождение его было бы невозможно без «Истории лошади» Г.А. Товстоногова. И речь здесь не о каких бы то ни было попытках повторения, а именно — о высокой преемственности...
А театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство» содержит эту нравственную задачу — продемонстрировать живую жизнь традиций русского психологического театра, оставаться верным им и тем великим учителям, идеи, идеалы и духовные ценности которых рассыпались сегодня, словно льдинки, из которых Снежная королева заставляла мальчика Кая сложить слово «Вечность».

Удастся ли когда-нибудь его сложить — не нам, конечно, но хоть бы детям и внукам?..
Старосельская   Наталья  

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *