Я, Фейербах. Хроника одних гастролей

Театральный МИР № 3 март 2017

ХРОНИКА ОДНИХ ГАСТРОЛЕЙ

«Я, Фейербах» — это пронзительная исповедь человека, жизнь и любовь которого — это театр.  Сюжет прост. Актер приходит на встречу с господином режиссером. Тот опаздывает, а, может быть, вообще не собирается приходить. Ожидание рождает мучительно откровенный разговор о профессии, ставшей судьбой; о любимых ролях; об успехе. Это рассказ о ничтожестве и величии человека, который однажды решил стать актером и заплатил за это всей своей жизнью.

Артиста Фейербаха, не считая нас, зрителей, слышит только помощник режиссера. Он почти не виден, сидящий где-то в кулисе и бросающий короткие бескрасочные реплики, скупо, почти равнодушно поддерживающий диалог (филигранная работа Александра Гаврилова).

Монолог артиста мог бы, наверное, и вовсе не иметь слушателей, но, если актер оказался на сцене, он должен с кем-то говорить. Душа его мыслит вслух и сердце не дает ему молчать. И если на сцене светло, а в зрительном зале темно и тихо, значит, этот голос обязательно кто-то услышит. Потому что бывают моменты, когда нельзя оставлять художника одного наедине с его жизнью.

Пьеса Дорста в исполнении Сергея Лысенко — это страстный, нет, не монолог, а именно диалог со зрителем, который приходит в театр и способен понять, что талант и призвание — это особый редкий дар и его надо ценить. Я счастлива, что на белгородской земле есть театр, размышляющий об этом. Однажды Равенских сказал: «Я не люблю, когда в театре мне могут рассказать то, что могу узнать от соседа на кухне. Театр должен позвать за собой людей, которые пришли в зал. Сцена все-таки чуть-чуть над ним, выше». Я счастлива, что судьба подарила мне встречу с Семеном Лосевым. Он не мыслит свою жизнь в театре без тех ценностей, без которых не мыслил жизнь в искусстве Равенских: совестливость, исповедальность, образность.

Приветствуя москвичей перед началом спектакля, Семен Михайлович сказал:

— Прежде всего я хотел бы от всего нашего коллектива низко поклониться Вере Кузьминичне Васильевой, попросить вас поаплодировать ей и поблагодарить за то, что она пришла на встречу с нами. У нас идет спектакль «В день свадьбы». Там есть сцена «вечернее застолье перед свадьбой». И что мы поем? «На крылечке твоем». (Аплодисменты в зале.)

Я должен сказать несколько слов об актерах, занятых в спектакле «Я, Фейербах». Они корифеи. Я даже не могу называть их просто по именам, хотя для меня они дети. Это Александр Павлович Гаврилов и Сергей Александрович Лысенко, который раз в пять лет обязательно выпускает моноспектакль в нашем театре. По Веллеру, по Искандеру и вот сейчас по Дорсту, этому странному автору. Я в эту работу не вмешивался. Это самостоятельная, личностная работа.

Зрительный зал Дома Актёра

Если мне кажется, что материал достоин репертуара и уровень актерского мастерства меня не коробит, как правило я не вмешиваюсь. Считаю, что могу только повредить, помешать.

Сергей Александрович — человек-театр. Он может сам создать декорацию, сам ее смонтировать, он прошел все наши кризисы, именно этому театру он посвятил жизнь. В пьесе «Я, Фейербах» он играет человека в обстоятельствах, когда талант никому не нужен. Увидев спектакль с этой темой, я не задавал себе вопроса, включать его в репертуар или нет. Это тема времени.

А недавно эту пьесу Сергей Лысенко сыграл на международном орловском фестивале. И мне позвонил мой сокурсник, тоже ученик Товстоногова, и спросил: «Сколько времени ты работал над спектаклем?» — «Вообще не работал». — «Ну, тогда ты счастливый человек: у тебя в театре есть такой актер и такая личность».

По окончании спектакля заслуженная актриса России Людмила Иванилова призналась, что потрясена увиденным до глубины души:

— Какое счастье, что Шура Равенских открыла нам театр Старого Оскола, что произошла эта вольтова Дуга. Мы все очень много приобрели от этой встречи.

Сергей Лысенко тоже сделал ответное признание:

— Без моего партнера и друга Саши Гаврилова ничего бы не получилось. Красноречивее его никто молчать не может. А потом ему просто некуда было деваться — мы родились в один день. Пять лет я смотрел на текст пьесы, перекладывал его с места на место, спал на нем, а потом за один понедельник мы с партнёром собрали спектакль, и получилось то, что вы увидели.  Спасибо вам за теплый прием!

Признаюсь, что для меня, дочери Бориса Равенских, все это было больше чем гастроли. Это была встреча с чудом и осуществление мечты. Я очень благодарна людям, которые помогли и в самой идее, и в ее воплощении. Это Лата Паули, Павел Тихомиров и Ирина Москаленко.

Конечно, настоящим откровением стало заключительное слово народной артистки СССР Веры Кузьминичны Васильевой:

— Дорогие друзья! То, что вы сыграли, мне очень понравилось. Вы донесли все безумие актерской профессии. Потому что она и вправду сумасшедшая, прекрасная и трагическая. А Сергей Лысенко удивительно тонкий артист. (Аплодисменты.) Я представляю его в очень интересных и очень разных ролях. Он их достоин. Бог даст, может быть, это случится в жизни, потому что он талантлив и работоспособен.

Замечательно, что вы приехали из этого небольшого, но прекрасного города и показали нам настоящее чистое искусство. Вы не хотели поражать, это была правда духовной актерской жизни. Спасибо, что погрузили нас в это волшебство.

Ваш театр теперь носит имя Бориса Ивановича Равенских. Меня связала с ним «Свадьба с приданым». Прошло уже почти шестьдесят лет, казалось бы, можно и забыть. Но забыть невозможно, потому что ставил режиссер гениальный. Это удивительная личность. Если он озарял собой человека, то это уже на всю жизнь. Так Равенских озарил мою жизнь, и я ему безумно благодарна. Очень хочется, чтобы люди знали и понимали, что у нас в России бывают такие странные романтические и трагические фигуры в искусстве. Дай Бог вашему театру успеха.

Когда Вера Васильева это говорила, мне вспомнились прекрасные слова из только что увиденного спектакля: «Если мы людей вспоминаем, значит, они живы». И подумалось: «Если жива память о человеке, страстно любившем театр, а еще свою родную землю, если на этой земле живет и приносит людям радость театр его имени, значит, жив для многих поколений и он сам — российский гигант режиссер Борис Равенских».

Фото предоставлены автором

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *