Живая легенда

Между двумя событиями, отраженными в этой публикации, ровно полгода. Последние полгода, проведенные, прожитые легендарным актером Старооскольского театра для детей и молодежи Евгением Васильевичем Батуриным на сцене...

Вечер первый
7 июня 2005 года Старооскольский театр для детей и молодежи праздновал день рождения своего актера. Имениннику — Евгению Васильевичу Батурину — исполнилась «дюжина лет».
Именно так разложил фантастическую цифру — 93 (9+3=12) , открывший вечер режиссер театра Виктор Абрамович Оршанский. Эта цифра фантастична и одновременно восхитительна тем, что означает возраст не заслуженного пенсионера сцены, а... играющего актера!
Предстоящее мероприятие не афишировалось, поэтому закономерно, что в зале не оказалось случайных людей. Пришли, как и подобает в таких случаях, друзья и истинные поклонники творчества Евгения Васильевича. Ну и конечно, вторая семья в полном составе, коей последние десять лет для него стал оскольский театр. Им и было отдано право первенства в поздравлении. А поскольку главный подарок для настоящего актера — это возможность радовать зрителя своей игрой, то таковым для именинника стал буквально накануне рожденный театральный «капустник», в котором Евгению Васильевичу отводилась далеко не пассивная роль. Все действо по задумке режиссеров было разбито на две части: в одной виновник торжества сам участвует в миниатюрах из разных спектаклей, в другой — любимые персонажи посвящают ему свои выступления-поздравления.
Интересной режиссерской находкой стал способ выбора отрывков из спектаклей, в которых имениннику предстояло сыграть в этот вечер. «Представьте себе, сколько ролей довелось сыграть Евгению Васильевичу за столь долгую творческую жизнь! — сказал В.А. Оршанский. — Все показать не возможно. Поэтому мы решили обратиться к судьбе — будем уповать на нее. Мы написали на бумажках все роли, которые сыграл Евгений Васильевич и бросили в этот остаток фонаря. Пусть вытягивает по одной». На сцену вынесли огромный плафон от уличного фонаря, наполовину заполненный бумажками-ролями. Каждая бумажка — маленький эпизод из жизни Евгения Васильевича. Первая «вытянутая» — Державин из спектакля «Детство Александра Пушкина. Лицей» — оказалась очень символичной. Дело в том, что в начале июня молодые актеры — студенты ярославского театрального института, давно удачно вписавшиеся в творческий ансамбль Старооскольского театра, получили дипломы. То есть, они, как бы, окончили свой лицей. Так вот у них был свой учитель, свой Державин — Евгений Васильевич Батурин.
«Державин был стар», — с этой реплики начался представленный отрывок.

«Но не старее меня», — сымпровизировал именинник. После чего продемонстрировал классический пример гениального перевоплощения. По сценарию Державин-старик-развалина преображается на уроках русской словесности. И надо было видеть, как это получается у Батурина! Горящие, почти безумные глаза, вулканическая экспрессия человека прикоснувшегося к главному делу жизни, делу-страсти!
Далее была роль из спектакля «Ганс — мой Еж». Здесь Евгений Васильевич предстал перед зрителем в образе благородного рыцаря. С почти двухметровым мечом в руках, с гордой величественной осанкой, казалось, он сам стал исполином! Теперь во взгляде актера было столько силы, уверенности и достоинства, что невольно вспомнилась картина П. Корина «Александр Невский».
Евгений Васильевич Батурин: рыцарь на сцене и по жизни...
И последняя в тот вечер сцена в исполнении Е.В. Батурина была из спектакля «Вешние воды» по И.С. Тургеневу. Евгений Васильевич играл одну из своих любимых ролей — слугу главного героя. Это иной образ, совершенно непохожий на предыдущие — образ скромного народного философа (психолога?), исподволь лечащего барина своей мудростью. И здесь Батурин был весьма убедителен! В итоге режиссерам всей этой праздничной постановки удалось показать Батурина разным, многоплановым и, бесспорно, бесконечно талантливым актером!
Впрочем, этими зарисовками активное участие именинника не ограничилось. Еще была свойственная «капустникам» постановка-фарс, в которой Е.В. Батурин представлял трагика, читавшего «Рассказ ямщика» Никитина. В зале при этом у «зрителей» (актеры театра) одна за другой «случались истерики». Было и серьезное, причем довольно символичное поэтическое вкрапление: «Не жалею, не зову, не плачу...» — как-то особенно проникновенно прозвучали известные есенинские строки в исполнении Евгения Васильевича.
Поздравления «коллег по цеху» было поставлено от лица играемых ими персонажей. Классические тексты были специально переделаны под отмечаемое событие. Лушки из спектакля «Тяжелые дни» (Татьяна Фартушная и Елена Назарова) спели песню, а закончили эпиграмкой: «не знаем, что там подарит Брыжик, ну а от Лушек Вам сладкий подарок — торт «Рыжик» ( Анатолий Васильевич Брыжик с супругой — большие друзья театра и Евгения Васильевича лично. Подарили, кстати, солнцезащитные очки, зная, что именинник едет на юг, в Севастополь, и часы, чтобы «не пропустил начало сезона»).
Персонажи «Волшебника изумрудного города» Страшила (Татьяна Скуридина) и Железный Дровосек (Татьяна Сопина) свою известную песню в праздничной интерпретации закончили словами: «Великий Мудрый Гудвин — с горячим добрым сердцем. Он мудрый, очень добрый — он Женя, он Батурин — отличный человек».

Музыкальная партия Лауры (Ксения Беркович) из «Каменного гостя» по просьбе именинника прозвучала дважды: сначала в оригинале, а затем (и это был сюрприз) — в виде посвящения. Евгений Васильевич слушал, припав на одно колено, сложив молитвенно руки. Было видно, что он тронут, счастлив и горд за свою ученицу.
Вспомнили, что всю войну Евгений Васильевич прошел в составе фронтовых бригад, был на всех передовых. Поэтому одним из подарков стало проникновенное исполнение Ниной Лавровой песни Визбора «Рассказ ветерана».

А потом еще были поздравления друзей и почитателей таланта именинника. Было сказано много теплых, подарены подарки. А завершил праздничный вечер В.А. Оршанский словами:
«Дорогие, друзья! Спасибо, что вы приходите в наш театр, спасибо, что вы любите театр вообще, спасибо, что вы любите нашу профессию. Сегодня на сцене — один из лучших представителей театра. Подтверждением тому — то, что этот человек в такой день рождения по счету выходит на сцену, сохранив дар творить. Столько сил, сколько у Евгения Васильевича я хочу пожелать всем людям на Земле. А эти силы дает творчество. Хочу, чтобы у вас, Евгений Васильевич, всегда была эта жизнь, эта энергия — этот театр. В подарок от театра — ваша любимая книга — история театрального искусства России. Здесь ваша юность, ваша жизнь и ваше будущее.
«Такая тонкая работа — счастливым сделать хоть кого-то...»
Вечер второй и...
7 декабря 2006 года в малом зале СТДМ состоялся творческий вечер Евгения Васильевича Батурина. Не хочется об этом даже думать, но возможно, последний. Дело в том, что старейший актер старооскольской труппы покидает наш город — в Севастополе его ждет жена и заслуженный отдых.
Билетов, конечно, не продавали. Да и вообще не афишировали мероприятие. Поэтому пришли исключительно друзья — по жизни и сцене. Открывший вечер В.А. Оршанский, пошутил, что сегодняшнее действо не лимитировано им во времени, является режиссерским продуктом исключительно главного действующего лица, а потому всех ожидает пяти-шести часовая программа. «Жизнь и молодость — это способность волноваться. У Евгения Васильевича есть эта удивительная для его лет способность — зажигаться, гореть. В день спектакля он всегда эмоционален, взволнован. А после спектакля — одухотворен!», — этими словами он предварил выступление любимца публики, учителя и близкого друга всех актеров старооскольского театра.
...Конечно, Оршанский лукавил, говоря, что сценарий ему неизвестен. По всей видимости, он предполагал различные варианты развития ситуации, и общий абрис действа был ему виден. Но точно поручиться даже за свою партию в этот день он вряд ли мог. Впрочем, как вы помните, человек «вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер». Если жизнь — игра, то Самый Главный Режиссер затеял сегодня поставить совершенно неожиданный абсолютно для всех спектакль. Батурину в нем отводилась роль абитуриента театрального вуза, зрители были приемной комиссией, а Оршанский — ее председателем.
Традиционно первым «заданием» было чтение. «Абитуриент» Батурин взялся за Пушкина — монологи Сальери. Очевидно, по нечитанному никем сценарию, ему следовало отразить незаурядность, ярчайший талант «претендента» вкупе со свойственными ситуации повышенным волнением, может даже, нервозностью. Надо было видеть, как ему это удалось! «Комиссия», с первых слов влюбившаяся в чтеца, пребывала в электрическом напряжении во время заминок с текстом, в которых Батурин был невыносимо убедителен! Он со страдальческой гримасой на лице тер лоб, ерошил волосы, закатывал глаза вверх — то ли к рампе, то ли к Пушкину. Хотелось объявить, что талант уже замечен, оценен! Хватит, достаточно! К черту этого Сальери!
Отлично справился с ролью очарованного «дебютом» и «председатель» Оршанский. Как бы опасаясь за разволновавшегося абитуриента, поспешил с «зачислением» и предложил перейти к неконкурсной программе (конечно, были заготовки!). Но не таковы истинные таланты, чтобы покупаться на поблажки! С чего бы это! Он готовился, он готов! Он будет продолжать!
«Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца! Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца!»
И он продолжил: читал Есенина, Маяковского, опять же Пушкина. Сыграл одну из своих любимых ролей — бабы Холодины — в фрагменте из детского спектакля «Волшебная хлопушка». Еще один режиссер театра — Семен Михайлович Лосев — неожиданно для всех счел возможным устроить Батурину хореографические «пробы». Эх, всем бы нам в без малого 100 лет так танцевать цыганочку!
«Люди должны верить во встречу, в свидание! Я не сомневаюсь, что наши встречи будут продолжаться! Вы будете приезжать к нам в гости, играть в спектаклях. Мы ни в коем случае не прощаемся!», — подвел итог вечера В.А. Оршанский.

То ли от явного избегания этого неприятного слова — «прощание», то ли от осознания того, что, несмотря на выдуманные оптимистичные определения происходящего, на наших глазах закрывается, перелистывается яркая страница истории старооскольского театра, театра вообще, было грустно. Трогательно от ощущения атмосферы тепла, любви, пронизавшей в этот вечер зал, и... грустно.

... Уже, что называется под занавес, когда и сказано все и цветы, подарки вручены, а зал, как положено, аплодирует стоя, можно было увидеть, как шевелятся губы Евгения Васильевича. Он повторял про себя какой-то текст! Оптимизм-оптимизмом, но как знать, а вдруг это действительно последние минуты на сцене? А ведь она для него — жизнь! И он жадно цеплялся за нее! Еще минуту, еще глоток этого воздуха, еще роль! И таки прочитал живо, озорно огромный фрагмент из «Василия Теркина» Твардовского. И закончил бодро, жизнеутверждающе: «Помирать нам рановато. Есть у нас еще дома дела!»

Любовь к жизни, игре, работе — главные компоненты смысла нашего существования, счастья, наконец. Пример такого сплава в крови, в сердце и душе оставил нам Евгений Васильевич Батурин — замечательный человек и большой Актер. Спасибо ему за это! Вторя Оршанскому, мы все же надеемся, что еще свидимся...

Андрей Дубровин

P.S. И был таки еще один вечер! В октябре 2007 года по случаю 95-летия актера на сцене СТДМ состоялся бенефис Евгения Васильевича Батурина...

Публикация подготовлена специально для kavicom.ru
на основе статей, опубликованных в газете «Информцентр» (2005 г.)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *