(Елена Светлая, по материалам СМИ 18.03.2017, КУЛЬТУРА)
В конце марта в Старом Осколе произойдёт долгожданное событие – труппа Старооскольского театра имени народного артиста СССР Бориса Равенских даст первый спектакль в обновлённом здании. Артисты планируют восстановить старые спектакли, любимые зрителем, но вынужденно исключённые из репертуара, и уже приступили к работе над новой пьесой.
Напомним, восьмого июня 2014 года театральный сезон СТДМ завершился досрочно — спектаклем «Стеклянный зверинец». Все назначенные спектакли были отменены, зрителям, купившим билеты заранее, вернули билеты. На площади перед ротондой появились грузовики, куда спешно грузили декорации, костюмы и прочий реквизит. «Если этот переезд означает начало долгожданного ремонта Большой сцены – будем держать кулаки!», — говорили тогда оскольские театралы. Ведь перед этим около четырёх лет спектакли шли лишь в малом зале, из-за чего ряд постановок исчезли из репертуара.
Новый сезон СТДМ провёл в роли временного переселенца. Спектакли шли на сценах Старооскольского Центра культуры и искусств и Дворца культуры «Молодёжный». Первоначально говорилось о намерении завершить работы к ближайшему Дню театра, то есть буквально за полгода. Но затем планы изменились: реконструкцию решено было сделать масштабной, помимо капитального ремонта старого здания, признанного объектом историко-культурного наследия (там некогда располагалось духовное училище), начали строительство второго корпуса. В нём запланировали разместить Малую сцену, а также мастерские, пошивочные, гримёрки, склады для декораций и т.д. (ранее актёры и подсобные рабочие ютились в тесных, неприспособленных помещениях). …Так что и следующий сезон труппа давала спектакли «на выезде». И практически весь нынешний…
…Сроки завершения ремонта неоднократно переносились – то по финансовым, то по организационным причинам. Например, в области есть лишь одна-единственная фирма, которая имеет все разрешения и сертификаты на проектирование и ремонт исторических зданий, и находится она в Белгороде. Проектированием дизайна, проведением культурно-исторических экспертиз, разработкой спецусловий по безопасности занимались организации, базирующиеся в различных городах России, а также специалисты из Харькова.
— Этот объект не сказать, что сложный, а специфичный. В Старом Осколе мало объектов, где можно было бы получить определенные знания при возведении аналогичных помещений. Учитываем, что это объект культурного наследия, который накладывает определенные ограничения на исполнение работ. Мы постарались сохранить эстетику старинной постройки и создать ее во внутреннем обустройстве, – рассказывали представители УКСа старооскольской администрации.
Реставраторов и строителей ожидало немало сюрпризов – как приятных, так и не очень. К последним относится мина времён Великой Отечественной войны, на которую наткнулись во время земляных работ рядом со вторым строящимся корпусом. ГУ МЧС тогда сообщало, что опасную находку зацепил ковшом экскаватор. Но сами рабочие рассказывали, что вблизи трансформаторной будки (!) экскаватор использовать запретили, землю кидали лопатами, одна из которых и зацепила боеприпас.
О ходе реконструкции театра рассказывает «РЕН-ТВ. Старый Оскол».
Из приятных моментов – во время подготовительных работ, нашли несколько комнат и закоулков, когда-то кем-то замурованных, а также камин, о существовании которого никто не подозревал. Судя по маркировке на кирпичах, он был выложен в 1895 году, а впоследствии, за ненадобностью, заложен кирпичами. Так что дополнительные площади, на которые никто не рассчитывал при проектировании, открылись и в уже имеющемся помещении.
Представители Управления капитального строительства администрации округа, контролирующего ход работ, рассказывают, что материалы и оборудование поставлялись самого высокого качества: «Ни на ремонте, ни на оборудовании не экономили». Паркет для сцены заказывали в Архангельске, акустические панели – в Москве, световое и механическое оборудование – в Германии, а двери, окна и гипсовые изделия изготовили по спецпроекту старооскольские предприятия.
…Работы были проведены не просто громадные – колоссальные. От старого здания фактически остались только стены. Изменена форма большого зала, он напоминает амфитеатр, рассчитанный на 230 мест. Также для него разработана особая конструкция потолка, форма и способы крепления стеновых панелей. Всё это сделано в соответствии со специально произведённым расчётом для улучшения акустики, теперь неважно, где сидит зритель – у самой сцены, в середине зала или на последних рядах – он услышит каждый вздох и шёпот актёра.
— Это для того, чтобы звук летал нормально: что здесь, что в зале артист себя слышит, и его слышат — даже шёпот. И плюс к этому, еще и оборудование добавляет эффекты — микрофоны, колонки, сабвуферы, — рассказывает Татьяна Сопина, заведующая художественно-постановочной частью Старооскольского театра.
Немало и технических новшеств, которые позволят труппе воплотить замыслы, о которых раньше можно было только мечтать. Теперь часть авансцены может подниматься и опускаться, а вместо четырёх старых штанкетов (это металлические штанги, которые располагаются над сценой и служат для подвески кулис, падуг, занавесов, задников и плоских декораций, — прим.ред.), один из которых самодельный, установили целых 17! Причём механизмы управляются не вручную, как ранее, а при помощи электронного пульта. Появились новые софиты с фермами, французский занавес и даже механическое устройство для полётов артистов.
Помимо Большого амфитеатра, спектакли будут идти также на Синей сцене и в Каминном зале. Последний обязан своим названием тому самому камину, найденному при подготовке здания к ремонту. Реликвию тоже тщательно вычистили и отреставрировали.
— При желании камин можно будет даже разжечь», — с гордостью говорит мастер Анатолий Солошенко.
Сотрудники театра вне себя от восторга:
— Мы не ожидали, что такое вообще может быть! — восклицают они.
Сегодня реставрация вышла на финишную прямую. Сегодня в здании ведутся последние отделочные работы. Остаётся выполнить пропитку деревянных конструкций огнезащитными составами, провести пусконаладочные работы оборудования, установленного в малых залах. Одновременно здесь трудятся порядка ста человек, работы ведутся в две смены, а некоторые – круглосуточно.
Театральная труппа уже практически переехала домой. Завезены декорации, начинают работу швейный и столярный цеха. И главное – начинаются репетиции.
Первым спектаклем в обновлённом театре станет «Последний срок». Предположительно (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!) это произойдёт в День театра, 27 марта.
А в ближайших планах коллектива – постановка по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», поставить которую ранее не позволяли технические возможности.