В минувшую среду режиссёр Старооскольского театра для детей и молодёжи Семён Лосев встретился с журналистами ОЭМК. Информационным поводом для встречи послужил приезд в наш город всемирно известного театра Льва Додина со спектаклем «Дядя Ваня». Семён Михайлович рассказал о своём отношении к творчеству прославленного мастера.
— У Льва Додина тяжёлая, но в то же время и счастливая режиссёрская судьба. Он очень мощно ворвался в телевизионную режиссуру. После этого попал в театр юного зрителя к Зиновию Корогодскому. Знаменитый период Ленинградского ТЮЗа, с такими спектаклями, как «Наш, только наш!», «Сказки Чуковского» и другими, когда в театре работали Георгий Тараторкин, Ольга Волкова, Александр Хачинский, Антонина Шуранова, — это заслуга не только Корогодского, но и Льва Додина. Но произошёл какой-то разлад, не знаю причины. И такой талантливый человек, который поставил к тому времени ряд ярчайших спектаклей, надолго стался без работы.
В 1978 году, когда я окончил аспирантуру и продолжал работать в театральном институте, нам с Аркадием Кацманом и Львом Додиным предложили набрать курс актёров, которые затем стали ведущими в театре Додина. Они сделали дипломный спектакль по повести Абрамова «Братья и сёстры», установивший мировой рекорд — он живёт до сих пор! Аркадий Кацман ставил такие спектакли, в которых решался вопрос боли поколения. И случалось так, что в театрах было пусто, а на их дипломные представления стояли очереди! Ленинградский обком распределил этот курс по разным театрам. Год они скитались по стране, а потом им удалось вернуться к Додину. А тут подоспел второй курс, который поставил спектакль с пародиями на звёзд: «Ах, эти звёзды». Он был настолько потрясающ, что впервые в истории театрального искусства курс Додина и Кацмана оставили учиться ещё на год, потому что никакие залы не вмещали желающих посмотреть эту работу. Спектакль шёл в театре «Октябрьский», потом в Ледовом Дворце, — пробиться было невозможно!
— Чем театр-дом Додина отличается от других?
— Нас тогда очень щедро финансировало министерство культуры, и я побывал в театрах у Юрия Любимова, Марка Захарова и познакомился с творческой лабораторией Льва Додина. Там царила замечательная атмосфера, когда создаётся не просто театр, а театр-дом. Люди репетировали, не считаясь со временем. Хотите попробовать эту роль? Пожалуйста! А вы хотите попробовать эту роль? Да ради Бога! Распределение ролей происходило на третий месяц, когда все опробовали себя в том или ином образе.
Иногда спектакли Додина делаются очень долго — до трёх-пяти лет. Они «завариваются», превращаются в отдельное художественное произведение, которое живёт своей жизнью. Для меня высший признак искусства, когда я
смотрю спектакль и не понимаю, как это сделано! Как актёры смогли так «сговориться»? Вот это чувство ансамбля бывает завораживающим у такого мастера, как Лев Абрамович. Он смотрел свои спектакли с блокнотом и что-то записывал. После спектакля рабочий день актёров не заканчивался. Додин делал «разбор полётов». Он постоянно находится в репетиционном режиме. У него есть термин «пройти предел усталости». Когда актёр проходит ночную репетицию, все измотаны, а вот с утра идёт игра без лишнего напряжения. Какой театр сейчас так работает? Мы считаем, что спектакль становится академическим на пятый раз, у Додина — на тридцатом выходе. А однажды Сергей Юрский сказал мне: «Это очень молодой спектакль. Он сегодня прошёл всего 51-й раз!..»
— Один театральный критик написал о спектакле Додина «Дядя Ваня»: «Его нужно смотреть, смотреть и смотреть, пока он будет идти...»
— Критик прав: этот театр надо видеть!
— Почему Додин называет свой театр театром Чехова?
— Лев Абрамович — тонкий психолог. А у нас в этом лидер именно Чехов. Ни в одной драматургии мира нет такой завораживающей атмосферы, как у Чехова. Он любил своих героев, ненавидя жизнь, в которой они жили. Я делал дипломный спектакль «Дядя Ваня» с Андреем Ильиным. Это было давно. Хочется новыми глазами посмотреть этот спектакль. И ещё я бы хотел, чтобы наша публика Додину понравилась, чтобы такие театры к нам приезжали почаще.
Ирина Сибирякова,
«Электросталь»