Театр переживает финансовый кризис и творческий подъём
Поговорить о театре с его режиссёром я хотела ещё года четыре назад. Мы только-только переехали в Оскол и с удивлением (провинция, однако) открыли для себя Театр. Именно так – Театр! С большой буквы. Наша семья влюбилась в него сразу и, похоже, бесповоротно. Позже, перебравшись на год в Петербург и наслаждаясь постановками Северной столицы, ловили себя на мысли: «А наши-то играют лучше!». И режиссура у СТДМ зачастую крепче, чем в питерских – даже прославленных – театрах. …Так вот. Задумать-то интервью я задумала, но случилось оно только сейчас. «Пока не посмотрите хотя бы 10 наших спектаклей, говорить о театре рано», – такое условие поставил Семён Лосев. …Мы просмотрели почти весь репертуар. «В запасе» осталось всего четыре спектакля. Всего четыре раза испытаем восторг от потрясающе-правдоподобных – до дырок на «трениках» деревенского алкаша – костюмов, от гениальных по замыслу и умопомрачительных по исполнению декораций, этой музыки – удивительно тонко и к месту подобранной. Всего четыре раза мы встанем, чтобы, аплодируя, показать, как мы любим, боготворим актеров, как ценим их игру на разрыв. …А ведь радость поклонников от общения с театром могла быть долгой. Но закрытая Большая сцена не оставляет шансов: от спектаклей «большого формата» пришлось отказаться.
Дорожные карты против Аполлона
Сцену закрыли, но план по количеству зрителей оставили. Ровно, как и план по количеству выручки. Видимо, у белгородских чиновников с логикой туго. Ясно же, если зрителей в день приходит на 350-400 меньше, план в 37 тысяч человек выполнить невозможно.
– Но мы за год на двух Малых сценах познакомили со спектаклями 20 тысяч зрителей! Александр Гнедых был в шоке – разве такое возможно?! – Семён Михайлович говорит так, как, наверное, в Великую Отечественную докладывали о заданиях невыполнимых, но, тем не менее, выполненных. Ценой каких усилий – знают лишь участники самих операций. Не обошлось без жертв и в Старооскольском театре: количество репетиционных часов пришлось уменьшить. Зато количество сыгранных в месяц спектаклей выросло до 30. Выполнен и финансовый план. Только за это театр не нужно трогать, но… с него грозятся снять 8 млн, если показатели по количеству зрителей не вырастут до тех размеров, что велят Дорожные карты*. Против них покровитель искусства Аполлон, похоже, бессилен.
– Мы просили не трогать театр, хотя бы пока не заработает Большая сцена, но… – Семёну Михайловичу не слишком приятна эта тема. Он бы предпочёл говорить о высоком. Но финансы – точнее их отсутствие – душат высокое. – От нас требуют «оптимизировать» персонал. Но люди – не товар. Они – творцы! Вот хотят сократить всех совместителей. А кто будет монтировать декорации? Пока с этим замечательно – и за мизерные деньги! – справляются сами артисты. У нас главный художник и завпост – одно лицо, уникальный человек! Она руководит процессом от замысла до выпуска, умеет из ничего сделать всё. Мне, как режиссёру свыше послано счастье! И какая экономия – это совмещение. Вот уж где, действительно, «оптимизация»!
«Лучший театр жизни»
«Я ни на что не жалуюсь, – продолжает главный режиссёр. – Бог с ним, со всем этим – проживём! Слава Богу, артисты не испытывают самого унизительного – не играют нелюбимый репертуар. От нас никто не уходит». Более того, попасть в СТДМ за счастье посчитают многие. Рижане Николай Шестак и Ирина Степанова два года добивались, чтобы войти в труппу. И это несмотря на то, что из их более чем скромных зарплат, как с иностранцев вычитают 30%, плюс аренда квартиры (они отказались жить у Семёна Лосева). «Но они говорят, что выбрали лучший театр жизни. Сами выбрали! – в словах главного режиссёра – нескрываемая гордость. – А ведь Рига – особенный город. Туда все театры съезжаются. Они могли показаться любому режиссёру. А приехали к нам. …Лев Додин** говорит, что настоящий репертуарный театр никогда не был прибыльным. Его должно финансировать государство. Додинский театр финансируется президентским грантом. А наш театр держится на энтузиазме. Пока ещё держится.
А ведь оскольчанам на фестивале памяти Булата Окуджавы рукоплескала Москва. Дочь Олега Ефремова – театральный критик, руководитель фестиваля «ПостЕфремовское пространство» считает СТДМ одной из лучших трупп России. Из Америки в Старый Оскол приезжал восхищённый Евтушенко и с ним театр выезжал в Москву, выступал на юбилее поэта. Золотухин не считал зазорным в Старом Осколе стоять на одной сцене с ребятами СТДМ! Вот ведь уровень, а?! Только он, почему-то, не виден из Белгорода. Лишь раз театр пригласили на Щепкинский фестиваль, да и то, пришлось выступать в театре кукол – на сцене Щепкинского театра оскольчанам места не нашлось. Но и там известнейший и старейший столичный критик Константин Щербаков со слезами на глазах, стоя на больных ногах, читал в благодарность старооскольцам стихи! С тех пор в областную столицу нам хода нет – не приглашают.
Впрочем, и к нам белгородцы носа не кажут. Зато Щепкинский театр – в званиях, а у старооскольских актёров – ни одного. Видимо, чужой успех для кого-то – кость в горле. О заслугах же театра губернатор узнаёт от посторонних людей – поклонников и меценатов театра, а не тех, кто должен докладывать об этом по долгу службы.
Как зажигают звёзды
Старооскольский театр – репертуарный. Это в директорском, антрепризном свою труппу иметь не нужно – актёров приглашают со стороны. В режиссёрском – всё по-другому. Это театр ансамбля, где эпизодические роли играются на уровне главных и где актёр воспитывается, растёт. От внутреннего чутья режиссёра, от того, какое произведение он выберет для постановки, во многом зависит успех театра. Судя по постоянным аншлагам с чутьём у Лосева всё в порядке.
— Я внутри себя вычисляю тему, — говорит Семён Михайлович. – Мучаюсь, спрашиваю: звучит или не звучит она, есть ли в ней неразрешимость, вечность проблемы? Сам с собой воюю. И когда сражение подходит к завершению, выкристаллизовывается замысел. У каждого репертуарного театра -– своя тема. Мне интересно знакомить зрителя с эпохами. Пушкин – XIX век. Горьковская «Васса Железнова» – предреволюционная ситуация, «Женя, Женечка и «катюша» – Великая Отечественная. 60-е годы – Распутин, Шукшин, володинская «Моя старшая сестра». 70-е – «Горестные похождения плута или Осенний марафон», 80-е – «Салют динозаврам». А Евтушенко – охват тридцатилетия… Мы выбираем пьесы, которые несут не только образовательную функцию, но и нравственную. Где только Совесть должна подсказать, какой выбрать путь.
Хочу задать Лосеву вопрос: как актёры – эти яркие личности – уживаются в труппе? Не становятся ли главные роли причиной распрей? Но Семён Михайлович срабатывает на опережение: «Мне важно, чтобы ребята радовались друг за друга. Поэтому у каждого есть по два спектакля, где они ведущие. У нас нет одного-двух лидеров, нет звёздной болезни». Своих актёров СТДМ растит сам. Студентов ведут с первого курса Ярославского театрального и к четвёртому с ними ставят уже полноценные спектакли, а то и целый репертуар. Но иногда годы работы – коту под хвост. В 2007-м, окончив вуз, почти все мальчики и девочки уехали в Москву: «Не верим, что в Старом Осколе удастся создать театр, нужный властям». Уехали и… потеряли профессию. Остались Марина Карцева и Сергей Скуридин, ныне любимые публикой артисты.
— Нам пообещали, что театр будет отремонтирован. Но когда? – вопрос Лосева падает в пустоту. А главный режиссёр «лучшего театра в жизни» продолжает. – Даже если это произойдёт не при моей жизни, от души буду рад, что расчистил кому-то дорогу.
Борис Равенских – Народный артист, главный режиссёр Малого театра СССР и …бывший житель Старого Оскола, говорил: «Я хотел бы ставить такие спектакли, после которых зрители долгое время ни о чём ином, кроме впечатлений, думать не могли». Лосев мечтает, чтобы и про спектакли СТДМ можно было так сказать. …Закончился «Осенний марафон». Выходим из театра и до автобусной остановки делимся впечатлениями. Потом в маршрутке. Ни о чём другом не думается.
Лариса УЛЬЯНЕНКО
*Дорожные карты – планы мероприятий. Новое веяние в российской экономике — сценарий развития проекта или отдельного продукта.
**Лев Додин – российский театральный режиссёр, Народный артист РФ, лауреат множества премий, худрук Малого драматического театра – театра Европы.